Феномен тюрко-персидской культуры

Термин «тюрко-персидская культура» относится к самобытной культуре, возникшей в IX-X веках в Хорасане и Мавераннахре (современный Афганистан, Иран, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, некоторые части Кыргызстана и Казахстана).


Эпоха Саманидов ознаменовалась ростом общественного влияния улемов, исламских ученых. При этом среди правящих классов доминировали тюрки из различных племен. Бюрократы и улемы использовали как персидский, так и арабский языки. Также грамотные люди хорошо знали как арабскую, так и персидскую культуру. Эта смесь стала основой для возникновения тюрко-персидского варианта исламской культуры. Она была «персидской», так как основывалась на персидской книжной традиции, и была «тюркской», потому что на протяжении многих поколений ей покровительствовали правители тюркского происхождения. Также эта культура была «исламской», потому что исламские представления о добродетели и совершенстве направляли дискурс об общественных проблемах и религиозных вопросах.

Почему традиционная персидская музыка должна быть известна всему миру?

Сочетание этих элементов оказало сильное влияние на сам ислам, потому что он отделился от своего изначально арабского контекста и бедуинских традиций и превратился в более богатую, более адаптируемую и универсальную культуру. Появление нового персидского языка, приход к власти тюркских династий вместо персидской династии Саманидов, увеличение числа улемов-неарабов в городах и развитие этнически и конфессионально сложного городского общества ознаменовали появление новой тюрко-персидской исламской культуры. По мере того, как эта культура экспортировалась в более широкий регион Западной и Южной Азии, трансформация становилась все более очевидной.

Махмуд Газневи и его двор / Источник: en.wikipedia.org

Бернард Льюис, британский и американский историк, востоковед, писал: «Влияние персов можно увидеть во всех сферах культурной деятельности, включая арабскую поэзию – поэты иранского происхождения, сочиняющие стихи на арабском языке, внесли значительный вклад в нее. В некотором смысле иранский ислам – это второе пришествие самого ислама, новый ислам, который иногда называют “ислам-и аджам” – неарабским исламом. Именно персидский ислам, а не изначально арабский, был принесен в новые районы и к новым народам: тюркам, сначала в Средней Азии, а затем на Ближнем Востоке в страну, которую стали называть Турцией, и, конечно же, в Индию. Османские турки принесли свою форму иранской цивилизации под стены Вены…

Ко времени великих монгольских нашествий XIII века иранский ислам стал не только важным компонентом; он стал доминирующим элементом в самом исламе, и в течение нескольких столетий основные центры исламской власти и цивилизации находились в странах, которые были если не иранскими, то по крайней мере отмеченными иранской цивилизацией…

Арабский, конечно, был языком Священных Писаний и законов, но персидский язык был языком поэзии и литературы…».

Как Алишер Навои сделал тюрки языком поэзии.

В последующие века тюрко-персидская культура была распространена завоевателями в соседние регионы, в конечном итоге став культурой элиты в Южной Азии, Центральной Азии и бассейне реки Тарим (Северо-Западный Китай) и большей часть Западной Азии.

Фирман, или царский указ хулагуидского ильхана Гайхату (1291-1295 гг.) на тюркском и персидском языках / Источник: en.wikipedia.org

В XVII и XVIII веках тюрко-персидские империи ослабли после открытия европейцами морского пути в Индию и появления огнестрельного оружия, которое усилило боеспособность всадников скотоводческих обществ. Европейские державы вторглись в тюрко-персидский регион, способствуя его политической раздробленности. К XIX в. европейские светские концепции социального долга и авторитета наряду с более продвинутыми технологиями потрясли многие устоявшиеся институты этого региона.

Абдрахман Джами – ученый, богослов, поэт и суфий.

XX век ознаменовался многими изменениями во Внутренней Азии, которые еще более обнажили противоречивые культурные тенденции в регионе. Исламские идеалы стали преобладающей моделью для дискуссий о государственных институтах. Новая риторика общественных идеалов привлекла народы всего исламского мира, в том числе и той его области, где когда-то государственные институты сформировались под влиянием тюрко-персидской культуры. Идеалы исламской добродетели, сохранившиеся в неформальных отношениях, стали моделью идеологий, в наиболее политизированной форме получивших воплощение в Исламской революции в Иране и в идеализме афганских ополченцев-моджахедов.

Исламское возрождение стало не столько возрождением веры и самоотверженности, сколько публичным возрождением перспектив и идеалов, ранее низведенных до менее публичных, неформальных отношений под влиянием европейских светских учений. Это не средневековые исламские идеалы, а идеи прошлого, которые оставались жизненно важными для многих народов региона и теперь используются для интерпретации проблем современности. А элементы, которые при этом использовались, предоставила тюрко-персидская исламская традиция.

Исламосфера

Комментарии