Философия использования аятов Корана в исламском искусстве

Почему, несмотря на то что существует множество фраз, имеющих художественную ценность в качестве декоративных элементов, среди каллиграфических надписей преобладают именно аяты Священного Корана, и почему отдавалось предпочтение определенным из них? Этот вопрос разбирает профессор Мурат Сюлюн.


Поскольку почти каждое действие и мысль мусульманина как-то связаны с религией или имеют религиозный характер, в исламском обществе считалось желательным, чтобы слово Аллаха было включено по возможности в любую декоративную среду, в каждое произведение, обращенное к зрению или слуху людей. По этой причине аяты Корана составляют самую почитаемую часть исламского искусства. Ни в одной эстетической традиции мира ни одно священное писание или каллиграфия не играли такой решающей роли. Подобное обстоятельство можно рассматривать как еще одно измерение влияния Корана на эстетическое понимание мусульман. Цель искусства с точки зрения последователей ислама – заставить людей, которые являются наместниками Аллаха, думать и помнить о Нем. Нет ничего более подходящего для этой цели, чем вдохновляющие аяты Священного Корана. Несмотря на то, что Аллах находится на совершенно ином онтологическом уровне и Его невозможно описать, слова, ниспосланные как откровение Пророку (мир ему), напоминают читателю и слушателю о Нем, описывая Его таким образом, какого Он достоин.

30 аятов, вышитых на покрывале Каабы.

Хотя цитаты из Священного Корана встречаются, главным образом, в религиозной литературе, а также в стихах на исламские темы, практически нельзя найти прозаическое или поэтическое произведение прошлого, в котором не было бы таких цитат или отрывков, прямо или косвенно ссылающихся на них. И даже в старых книгах нет ни одной страницы, на которой не приводился бы аят или хадис, а сама мысль не основывалась бы на них. Как и в литературе, подобные священные тексты помещали на произведения искусства самого разного рода. Считалось, что они освещают их, сияя, как драгоценные камни, и придают им особую художественную ценность.

The Arts of the Book in the Islamic World, 1600–1800 | Essay | The Metropolitan Museum of Art | Heilbrunn Timeline of Art History

Альбом каллиграфический надписей, включая поэзию и пророческие традиции (хадисы) (ок.1500 г.) / Источник: metmuseum.org

Главная особенность аятов, которые выбирали для украшения произведений искусства (если исключить надписи, украшающие стены или купол мечети частично или полностью по всему периметру), это краткость, емкость и ясность. Также они, как правило, содержали описание Всемогущего Аллаха или в кратком виде излагали суть Корана и основные принципы ислама.

Еще один фактор, влияющий на выбор аятов – это площадь места, предназначенного для их написания. Исходя из этого, несмотря на то, что суру «Йа-Син», занимающую всего шесть страниц, называют «Сердцем Корана», ее не так часто использовали для украшения предметов искусства. Темы аятов и сур, прежде всего, были неким образом связаны с местом их изображения. В исламском мире искусство красноречия (балага) определяется как «искусство говорить в соответствии с обстоятельствами». Оно находило свое выражение и в выборе аятов и сур, связанных с произведением или местом, где их пишут.

История английских монет с арабской надписью и аятом Корана.

С другой стороны, в украшении священными текстами произведений искусства, когда устанавливаются связи между этими текстами, функцией объекта или каким-то его элементом, а также человеком, которые заказал это произведение (в том числе для захоронения, если речь идет о гробнице), не было такого требования, чтобы аяты воспринимались в их первоначальном значении. Согласно этой традиции, им можно придать другой оттенок или даже новый смысл. Например, взятую из Корана фразу «فِيهِ شِفَاءٌ لِلنَّاسِ» («В нем исцеление для людей») в исламском мире часто писали на стенах больниц. Между тем, в оригинальном тексте в 69-м аяте суры «ан-Нахль» речь идет о пчелах с их обладающим многими полезными свойствами медом.

Keeping tradition alive: Calligraphy in spotlight | Daily Sabah

Каллиграфические работы / Источник: Sabah File Photo

Главными героями исламского искусства являются здания. И хотя вопрос о том, можно ли украшать храмы, в исламском мире был предметом споров, неоспоримый факт, что человек как существо духовное в той же мире стремится к «красоте», как стремится к «добру», «правде» и «истине». Как гласит хадис, «Аллах красив и любит красоту».  С другой стороны, искусство возникло из чувства красоты, которое является неотъемлемой частью нашего духовного мира.

Однако, поскольку согласно принципам исламского искусства, трансцендентальное невозможно изобразить непосредственно, оно изображалось символически. Например, согласно некоторым интерпретациям, узоры арабесок, точки начала и конца которых невозможно определить, представляют собой указание на Аллаха, который есть извечный и бесконечный, т.е. не имеет ни начала, ни конца. Звезды и многоугольники символизируют аяты о необходимости размышления (тафаккур), многократно встречающиеся в Коране и т.п.

Гарвардский университет признал коранический аят одним из величайших выражений справедливости.

Особый символизм закладывался в здания мечетей. Например, центральный купол в мечети Селимие, которая считается вершиной османско-турецкой архитектуры, символизирует Трон (Арш) и вселенную. Махфиль, возвышение для произнесения азана, находящееся прямо под куполом, изображает Каабу, с которой Биляль (да будет доволен им Аллах) произнес первый призыв к намазу. Пять уровней окон указывают на 5 столпов ислама, 99 окон – на прекрасные имена Аллаха, 32 двери во всем комплексе – на 32 обязательных деяний (фард).

World heritage in Turkey: Selimiye Mosque makes grandeur of the Ottomans eternal | Daily Sabah

Центральный купол в мечети Селимие, которая считается вершиной османско-турецкой архитектуры, символизирует Трон (Арш) и вселенную / Источник: iStock Photo

При украшении зданий учитывалась и перспектива. В украшениях и надписях, расположенных низко и ближе к наблюдателю, расстояние между элементами меньше. Узоры и надписи, находящиеся выше, имеют больший размер, а расстояние между ними увеличивается. Благодаря этому фигуры, которые находятся далеко друг от друга, воспринимаются как близкие по размерам. Перспективе уделялось внимание во всех аспектах зданий – от их конструкций до декора.

Русский художник изобразил аяты Корана в древней технике.

Почти во все времена каллиграфия представляла собой главный элемент мусульманской культуры и искусств – от архитектуры до поэзии. Украшения, в которых преобладают каллиграфические надписи, являются структурирующими элементами в исламском изобразительном искусстве. Именно они во многом придавали пространству чисто мусульманский характер. Не будет преувеличением сказать, что ни в одной другой культуре каллиграфия не занимала такого места. Особое значение это искусство имело в архитектуре, выступая в качестве главного элемента, раскрывающего истинный характер и сущность зданий. Его роль была соизмерима с ролью конструкции и материала, оно придавала каменному сооружению завершенный  вид, наделяло его духом и смыслом, а его отсутствие даже создавало ощущение, что зданию чего-то не хватает.

Calligraphy, Hagia Sophia, Istanbul, Turkey | Hagia Sophia (… | Flickr

Айя-София / Источник: Flickr

Каллиграфия – это искусство, имеющее чрезвычайно богатое эмоциональное содержание. Наряду с необходимостью передачи Корана в письменной форме, она со временем в дополнение к основной своей функции трансляции идей и смыслов начала превращаться в чисто эстетический и иконографический материал. Представляя собой синтез метафизического и пластического сознания мусульманского Востока и обладая сильным религиозным и мистическим характером, каллиграфия буквально оживляет художественное понимание исламской метафизики и прекрасно выражает его. Запрет на изображение живых существ заложил основу для особого внимания к каллиграфии. Исламское искусство, основанное на абсолютном доминировании «пластического знака», а не на сюжете, теме и драматических изображениях, приобрело дух, диаметрально противоположный западнохристианскому искусству. Выразительная сила каллиграфии как искусства, обладающего богатством форм, кажется гораздо более эффективной и разнообразной, чем, например, миниатюра с ее значительно более однообразной техникой. Расположение, организация и композиция каллиграфических надписей, связанные с различными стилями письма, оказывают влияние на наблюдателя. И если мусульманин, обладающий тонкой душевной организацией, может почувствовать духовный покой, слушая аят, религиозную музыку или рассматривая каллиграфическое произведение, это происходит благодаря связи этих видов искусства с исламской духовностью.

В каких аятах Корана говорится о мечети аль-Акса?

Языком аятов и хадисов, украшающих произведения искусства, как известно, является арабский. Поэтому, в своем большинстве, они не были понятны для мусульман других национальностей. Но заявление, будто они были предназначены исключительно для эстетических целей, не отражает правды. Использование арабского языка можно считать нормальным до некоторой степени. Общество, пишущее на языке Корана и находящееся под сильным влиянием этого языка, вполне может понять некоторые из таких изображений (шахаду или басмалу), по крайней мере, исходя из функции надписи. Современные люди также не всегда могут прочитать и понять каждую увиденную ими надпись. Если им интересно, они спрашивают о ее значении, если нет, то воспринимают ее как знак и символ.

Басмала / Источник: islam.ru

Распространение божественного послания в обществе – одна из основных целей изображения аятов на разных зданиях и сооружениях, хотя она не единственная. Вместе с этим вопрос, насколько действенным был этот метод, очень хорошо продуманный в соответствии с условиями своего времени, является спорным. Ибо наряду с понятными всем надписями типа رَسُولُهُ  مُحَمَّدً لاَ اِلهَ اِلاَّ اللهُ («Нет божества кроме Аллаха, Мухаммад – Его пророк»), встречаются и такие, которые вызывают затруднение даже у специалистов. Обычные люди не могут не только понять их, но даже и прочитать.

Какой смысл несет в себе арабская буква “вау”?

Наряду с этим, как говорит ведущий специалист по исламскому искусству Олег Грабар, каллиграфические надписи – это нечто большее, чем украшение. И не будет ошибкой сказать, что подобная функция присуща им только в исламском искусстве. Каллиграфия с ее разнообразным характером и художественными стилями не только украшает объект, но и, содержа красивые и глубокомысленные высказывания, придают ему свой смысл. Очевидно, насколько важная роль возлагалась на нанесение на различные сооружения надписей (вне зависимости от того, аяты Корана это или нет) в обществе, где ТВ, радио, интернет, газеты как средства коммуникации отсутствовали. В таком обществе все здания, от школ до казарм, от мечетей до фонтанов представляли собой своего рода СМИ и заменяли современные неоновые надписи, рекламные щиты и т.п.

Исламосфера

(Статья приводится в сокращении)


Мурат Сюлюн – профессор кафедры богословия Университета Мармара, Турция

Комментарии