Фляги паломников в музеях мира
Хадж, будучи одним из столпов ислама, заслужил важное место в сознании мусульман. Многими он мыслится как новый этап их жизни. Поэтому неудивительно, что паломничество значительно повлияло на культуру народов исламского мира.
В мусульманском мире сложился целый пласт искусства, связанный с хаджем. Он включает в себя разного рода покрывала, предназначенные для святынь Мекки и Медины, изображения этих святынь, свидетельства совершения паломничества и множество других предметов. Среди них имеются и сосуды для воды, получившие название «фляги паломников». Их также называют «замзамия», так как они предназначались для хранения воды из священного колодца в Мекке под названием Замзам. Эти плоские сосуды заимствовали свою форму от более ранних кожаных изделий, предназначенных для перевозки воды в путешествии. Интересно, что часть из них изготавливалась по образцу кашкулей – чаш особой формы, предназначенных для сбора подаяний, которые были атрибутом странствующих дервишей в традиции суфизма. Так как они были больше священными предметами, чем утилитарными, их старались богато украсить, особенно сосуды, предназначенные для богатых паломников или членов семей правителей различных государств исламского мира. В музеях мира можно увидеть образцы этих любопытных изделий.
Волшебная чаша Джамшида: символ вечной мудрости и душевной чистоты в мусульманской литературе.
В Британском музее хранится стеклянная фляга паломника, украшенная росписью эмалью и позолотой. Вероятно, изготовленная в Египте или Сирии, она датируется XIII веком. Так как фляга сделана из стекла, ее, возможно, носили с собой в путешествиях или паломничествах в кожаном футляре. Это, безусловно, был предмет роскоши, возможно, сделанный специально в подарок.
Эта фляга, хранящаяся в Национальном музее Дамаска, датируется 1341 годом и изготовлена в Сирии. Подобные сосуды мамлюкского периода часто украшались эмблемами, указывающими на статус или профессию владельца. Изображение герба в виде орла с распростертыми крыльями в обрамлении цветов позволяет считать его владельцем Токузтимура – мамлюкского губернатора Хамы, а затем Алеппо XIV в. Две петли по бокам горлышка фляги можно закрепить на веревке и повесить на бедро во время путешествия пешком или верхом.
Редкая керамическая фляга паломника, относящаяся в раннему исламскому периоду, хранится в Музее Ага Хана. Изготовленная, вероятно, в Иране, она украшена рельефными узорами и изображением птицы с рыбообразным хвостом, а также арабской надписью, сделанной куфическим почерком.
Изготовленная из бронзы в Северной Индии или в Декане в XVII в. фляга по форме напоминает кашкуль. Сейчас она хранится в музее Метрополитен в Нью-Йорке.
Несколько фляг для паломников, относящихся к Турции XIX в. можно увидеть в коллекции Халили.
Фляги паломников из мусульманского мира оказали влияние на искусство других регионов, в частности, Китай и Европу.
К началу XV века в эпоху Мин в Китае начали изготавливать разные керамические и фарфоровые изделия специально для исламского мира. Исламские формы изделий из стекла и металла начали влиять на форму и узоры, используемые китайскими гончарами. Примером может послужить редкая бело-голубая фарфоровая фляга паломника XV века.
Еще одна фляга паломника, изготовленная в Китае в XVIII–XIX в. для исламского мира.
В Средние века Венеция играла важную посредническую роль между Европой и исламскими державами. Привозимые сюда с Востока разные предметы роскоши местные мастера имитировали и адаптировали. С XIII века Венеция начала производить изделия из эмалированного стекла, подобные тем, что экспортировались из исламского мира. Примером может послужить эта стеклянная бутылка в XVI в., образцом для которой послужила фляга паломника. Хранится в музее Метрополитен.
Исламосфера