Футбол – вторая религия на Ближнем Востоке
Как самый популярный вид спорта в мире оказывает огромное влияние на политику и общество – Николас Брукс и Питер Оборн делают обзор исследования, посвященного футболу на Ближнем Востоке.
«Бурный мир ближневосточного футбола» – одна из самых откровенных и оригинальных книг, написанных о спорте. Ее автор Джеймс Дорси дает подробный анализ того, как футбол повлиял на политическую, социальную и религиозный жизнь на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Дорси представляет футбол как сложный культурный инструмент, который может навязывать репрессии, но в то же время быть средством протестов против власти.
В качестве показательного примера он приводит историю Ас-Саади Каддафи, сына бывшего главы Ливии.
Мохаммед Салах – лицо ислама на мировой футбольной арене.
Ас-Саади владел популярным клубом “Аль-Ахли Триполи”, а также исполнял обязанности главы Ливийской федерации футбола. Предположительно, он убил одного игрока и тренера, который критиковал его, спровоцировав отстранение соперничающего клуба “Аль-Ахли Бенгази” от игры в высшей лиге и разрушив стадион этого клуба, когда начались протесты фанатов.
Тем не менее, сопоставляя действия Ас-Саади со случаями, когда игра служила разрушению структур власти, Дорси отговаривает читателей от простых выводов.
Футболист Поль Погба совершил умру в Рамадан.
Он приводит в пример каирскую команду “Аль-Ахли”, созданную в 1907 году как ответ на спортивные клубы, формируемые британскими оккупационными силами и не принимающие местных жителей. “Аль-Ахли” быстро стал «антиколониальным, антимонархистским, националистическим объединением».
Точно так же решение 10 алжирских игроков покинуть Францию в 1958 году и отправиться в мировое турне по продвижению Фронта национального освобождения придало значительный импульс алжирскому движению за независимость.
Соответственно, стадион становится решающим пространством – это поле битвы между властью, которая хочет навести порядок, и фанатами, которые хотят добиться перемен. Слишком часто стадионы использовались как театры террора; места, где репрессивные режимы проводили демонстративные наказания, чтобы посеять страх.
Наряду с этим, в других государствах футбольное поле занимает центральное место в борьбе за превращение репрессивных режимов в более открытые, демократические общества. В большей части региона оно стало единственным общественным пространством, существующим вне сферы тоталитарной власти.
Женщина-футбольный тренер из Судана.
В основе исследования Дорси лежит история египетских ультрас, футбольных фанатов, которые сыграли столь важную роль в протестах на площади Тахрир в 2011 году, приведших к свержению Хосни Мубарака. Эти фанаты, участвуя в столкновениях с силами безопасности на стадионах, сыграли ключевую роль в преодолеении страха, охватившего общество. Ультрас показали, что «силы безопасности не были непобедимы», и тем самым открыли дверь для перемен. Более того, эти столкновения на стадионе были жизненно важны, когда речь шла о самих протестах. Опыт ультрас «заставил египтян развивать навыки, чуждые среднему классу». Без их воинственности и организации свержение Мубарака могло оказаться невозможным.
Футболисты-мусульмане подогревают интерес британской публики к исламу.
Джеймс Дорси также исследует сложные отношения между футболом и исламом. Здесь он обнаруживает еще один поразительный парадокс: хотя многие исламисты не одобряют эту игру, они часто используют ее в качестве приманки для привлечения в свои ряды молодежи. Когда исламистская группировка «Аш-Шабаб» контролировала большие территории Сомали, наблюдение за чемпионатом мира было объявлено вне закона. Дома подвергались обыску, и тех, кто был пойман за просмотром игры, пороли или казнили. Наряду с этим, общеизвестно, что Усама бен Ладен болел за «Арсенал», а также организовывал матчи в Джидде, используя их как «платформу для проповеди своих взглядов».
Консервативные священнослужители осуждают футбол на том основании, что он неисламский, отвлекает верующих от зла, творимого Западом, а его правила бросают вызов верховенству исламского права. Бывший великий муфтий Саудовской Аравии Мухаммад ибн Ибрагим аш-Шейх предупреждал, что футбол может привести к «возникновению ненависти и злобы», утверждая, что игра противоречит исламским представлениям о «терпимости, братстве, исправлении и очищении сердец».
Откуда появился полумесяц со звездой на эмблеме ирландского футбольного клуба?
Дорси приходит к выводу, что осуждение футбола, в первую очередь, связано с его «потенциальной угрозой политическому и социальному контролю», а не с какими-либо моральными соображениями. Он демонстрирует, что футбол является сложным инструментом, который становится угрожающим структурам власти, когда выходит из-под их контроля.
В книге также рассматривается влияние игры на формирование идентичности на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Автор отмечает, что футбол открывает дверь «женскому неповиновению».
Последняя глава, где Дорси исследует стремление государств Персидского залива к инициации в мировую футбольную элиту, выглядит несколько отдельно от остальной части исследования, почти как отправная точка другой книги.
Чистить туалет в мечети не зазорно даже для известного футболиста.
По ходу повествования автор знакомит читателей с множеством необычных фактов. Мы узнаем, что игроки в Ливии упоминались только по номерам, чтобы они не стали слишком популярными. А бывший египетский президент Гамаль Абдель Насер регулярно обсуждал результаты игры «Аль-Ахли» на заседаниях кабинета, несмотря на отсутствие реального интереса к игре. Также автор сообщает, что исследования в Египте установили четкую связь между уровнем разводов и принадлежностью к сообществам футбольных фанатов.
«Бурный мир ближневосточного футбола» уже заслужил одобрительную оценку ФИФА. Эта книга заслуживает того, чтобы стать классикой и вдохновлять на другие подобные исследования, утверждая, что футбол является чрезвычайно важной практикой в регионе в XXI в., возможно, второй после ислама.
Мохаммед Салах назван одним из 100 влиятельнейших людей в мире.
Исламосфера