Футувват: Этический кодекс и его роль в жизни исламского мира. Часть 1.

Футувват (на арабском) и джаванмарди (на персидском) представляют собой этическую и социальную традицию, развившуюся в исламском мире, особенно в арабских и персидских регионах. Эта концепция охватывает такие качества, как храбрость, гостеприимство, верность, самоотверженность и духовная набожность. В этой статье рассматривается историческое развитие футувват, его интеграция с суфизмом, социальные и культурные аспекты, а также его влияние на персидскую литературу и профессиональные гильдии. Автор подчеркивает значение футувват как механизма социальной солидарности и культурного феномена, сформировавшего общественную жизнь исламского мира. 


Футувват (от арабского фата — “молодой человек”) в исламском мире стал символом идеалов добродетели, включающих храбрость, самоотверженность, щедрость и преданность. В ранний период исламской истории этот кодекс приобрел социальное и культурное значение, объединяя различные слои общества, включая ремесленников, воинов и духовенство.

Боевые искусства: мусульманские взгляд на боевые виды спорта.

Персидская версия футувват, известная как jawanmardi, обогатила концепцию доисламскими этическими традициями, сформировав уникальную форму морального и духовного поведения. К XI веку футувват был интегрирован в суфизм, что придало ему мистическое измерение и закрепило его значение в духовной жизни мусульманского общества.

Происхождение и раннее развитие футувват

Источник: thenelsoncollection.co.uk

Термин фата, от которого происходит слово футувват, встречается в Коране и используется для обозначения добродетельного молодого человека, обладающего храбростью и преданностью. В ранний исламский период футувват описывал поведение арабской молодежи, а также определенных групп, такие как поэты и воины.

Фурусия: как стать мусульманским рыцарем.

К IX веку футувват начал распространяться в Персии, где приобрел название джаванмарди. Эта концепция включала в себя элементы персидской этики, такие как гостеприимство, преданность и щедрость. Персидский футувват стал символом моральной добродетели и социальной солидарности, соединяя воинов, ремесленников и духовных лидеров.

Интеграция футувват с суфизмом

Источник: Amazon

Суфизм сыграл важную роль в трансформации футувват из светского кодекса поведения в духовную практику. В X веке Абд ар-Рахман ас-Сулами написал первый суфийский трактат о футувват, где описал его как путь самопожертвования ради Бога, верности друзьям и служения обществу.

Ключевую роль в развитии суфийского футувват сыграли такие мыслители, как Ибн Араби и Абу-ль-Хасан Харакани. Ибн Араби связывал футувват с мистическим единением с Богом, а Харакани рассматривал его как высшее духовное состояние, достигаемое через смирение и любовь к Богу.

“Лига добродетельных” на страже справедливости в Мекке.

Суфийские ордена начали формировать братства, основанные на принципах футувват. Эти группы, называемые ахи (от ар. брат), выполняли социальные и духовные функции, включая защиту общин, организацию благотворительности и проведение ритуалов, таких как зикр и сама.

Социальные аспекты футувват

Источник: Pinterest

Футувват функционировал как механизм социальной солидарности, объединяя различные слои общества:

  1. Ремесленники и торговцы. Братства футувват регулировали жизнь на базарах, устанавливая моральные и профессиональные стандарты. Они способствовали укреплению честности и доверия в торговле.
  2. Солдаты и охранники. Военные группы, следующие футувват, защищали общины и поддерживали порядок, демонстрируя идеалы храбрости и справедливости.
  3. Суфии. Для суфиев футувват стал средством объединения духовной и социальной жизни, что способствовало популяризации суфийских ценностей.

Аль-Мирмах – рыцарские турниры в Верхнем Египте.

Несмотря на это, некоторые категории людей были исключены из братств футувват. Например, женщины, а также представители определенных профессий (мясники, портные, торговцы нечистыми материалами) не допускались в братства из-за культурных и религиозных ограничений.

Персидская специфика футувват

Источник: shahnameh.fitzmuseum.cam.ac.uk

В Персии футувват приобрел уникальные черты, сочетая исламские и доисламские традиции. Считается, что его элементы восходят к этике Сасанидской эпохи, особенно к кодексу поведения землевладельцев и воинов.

Персидская литература активно способствовала популяризации футувват. Такие произведения, как “Шахнаме”, изображали героев, воплощающих идеалы джаванмарди: храбрость, щедрость, гостеприимство. Авторы, такие как Хусейн Ваиз Кашифи, адаптировали футувват для широкой аудитории, включавшей как элиту, так и простолюдинов.

Литературное наследие футуввата

Источник: Istesob

Традиция футувват нашла отражение в исламской литературе через трактаты, эпосы и поэзию. Основные тексты включают:

  1. “Книга о футувве” Сухраварди: Трактат, подчеркивающий духовные и социальные аспекты футувват.
  2. “Футувват-нама” Хусейна Ваиза Кашифи: Руководство по моральным добродетелям и правилам братств.
  3. Эпические произведения, такие как “Шахнаме”, в которых герои демонстрируют качества джаванмарди.

Литературное наследие футувват сохранилось даже после упадка институциональных братств. В эпоху Сефевидов его принципы продолжали жить в ремесленных гильдиях и профессиональных ассоциациях.

К XIV–XV векам группы футувват начали подвергаться критике за коррупцию и отход от первоначальных идеалов. Тем не менее, этика футувват сохранилась в ремесленных гильдиях, где она оставалась основой профессиональной и социальной жизни.

Футувват объединил в себе духовные, социальные и культурные элементы, став неотъемлемой частью исламского мира. Эта традиция укрепляла моральные нормы, социальные связи и порядок, играя важную роль в общественной жизни. Футувват оставил значительное наследие в литературе, культуре и профессиональной этике, сохранив свою актуальность на протяжении столетий.


Дени Абдулкаримов

Комментарии