Габбе – традиционный ковер племен Иранского нагорья
Возникшие, возможно, еще во времена одомашнивания овец ковры габбе вошли в конце XX века в моду на Западе, сообщает энциклопедия Iranica.
Габбе представляет собой грубый ворсовый ковер ручной работы, характеризующийся абстрактным дизайном. Как правило, рисунок на таких коврах присутствует в минимальном количестве и представлен редкими геометрическими фигурками или стилизованными животными. Обычно они имеют размер 90х150, но могут быть и больше. Габбе распространены среди племен, живущих в горах Загроса, таких как курды, луры, кашкайцы.
Большинство сохранившихся габбе датируются XX веком, но предполагается, что некоторые изделия в коллекциях Музея текстиля в Вашингтоне относятся к XIX веку. Ряд авторов полагают, что габбе отражают собой гораздо более древние традиции ворсового ткачества, и эти техники появились в степях Центральной Азии вскоре после одомашнивания овец. Первое известное письменное упоминание габбе встречается в фармане шаха Тахмаспа, датируемом серединой XVI века.
Традиционные племенные габбе сотканы из чистой шерсти и имеют грубую структуру. У них длинный ворс и низкая плотность узлов. Цвета натуральные. В одних случаях используют неокрашенную шерсть кремового, светло-коричневого и черного цвета, а в других окрашивают пряжу с помощью натуральных красителей, получаемых из растительного сырья, которое собирают женщины и дети.
Особенностями габбе являются небольшой размер. По сути дела, это коврик для одного человека, обычно женщины, которая, занимаясь повседневными делами, переносила его то к очагу, то к ткацкому станку, то к колыбели. Габбе также брали с собой в хаммам в качестве циновки или использовали вместо седла. Длинный ворс и мягкая текстура позволяла им выполнять и функцию одеял.
Традиционно габбе ткали для домашнего использования, а не для продажи. Повышенный интерес к ним среди западных коллекционеров с 1980-х годов, общая эстетика минимализма, актуальная сегодня, а также современное восприятие очарования этих ковров привели к росту спроса на них. В результате, в таких странах как Индия, Афганистан, Турция и Китай, было налажено их коммерческое производство. При этом часто используются не слишком качественные материалы и синтетические красители. В самом Иране также мастера некоторых племен, особенно из кашкайцев, стали работать исключительно на экспорт. Требования рынка, жаждущего разнообразия, заставили ткачей делать смелые импровизации и привносить новое в устоявшийся дизайн. Таким образом, габбе представляют собой яркий пример традиционного производства, интерес к которому на международном уровне позволил ему возродиться, что привело к радикальным преобразованиям дизайна и функциональности, одновременно омолаживая древнее наследие.
Исламосфера