Гарем и его обитательницы
В XVI веке султанский гарем превратился в хорошо организованную, иерархическую и институционализированную структуру со строгими протоколами и обучением, подобным тому, который проходили мужчины в Эндеруне – дворцовом центре подготовки управленческих кадров.
В ориенталистской литературе гарем и проживающие в нем рабыни оцениваются на основе смеси фактов, слухов и вымысла. Он стал символом нескольких общих фантазий: деспотизма, сексуальности, женского рабства, интриг, экстравагантности и затворничества женщин. Тем не менее, сейчас появляются исследования, критикующие такие образы и опровергающие стереотипные представления.
Османский императорский гарем имел иерархически организованную структуру, которая включала женщин семьи султана и рабынь разного статуса. Рабынь можно условно разделить на две группы: в первую входили женщины, которые были напрямую связаны с султаном в качестве супруг (кадын и икбал), в то время как ко второй относились те, кто обслуживал султана, его семью, а также служил в различных отделениях гарема.
Женщины семьи султана, жившие в императорском гареме, включали его мать (валиде султан), незамужних дочерей и супруг. Валиде султан была самым важным и могущественным членом семьи и представляла собой главного представителя власти в гареме. Супруги султана ранжировались по статусу: самая высокопоставленная носила титул старшей или главной (баш кадын), за ней следовала вторая супруга (икинджи кадын) и так далее. Ниже супруг (кадын) стояли наложницы более низкого уровня, носившие титул икбал (любимая, удачливая). Как и супруги, эти наложницы распределялись по старшинству: старшая икбал, вторая икбал и т.д.
Как во дворцах мусульманских правителей появился гарем.
Еще одной женщиной, имевшей большое влияние в императорском гареме в любой период, была кормилица султана (дайе кадын). Она занимала престижное положение и носила почетный титул «достопочтенная» (иззетли). Высокий статус таких женщин отражался на их пособиях и обеспечении. Реестр распределения продуктов питания периода правления Мехмеда IV, датированный 1643 годом, показывает, что кормилице выделялось почти такое же количество еды, как и матери султана.
Главный административный чиновник (кетхуда кадын) исполняла обязанности управляющего гаремом. Это была влиятельная и престижная должность. Почетные титулы, такие как процветающая, добродетельная, достопочтенная (саадетли, иффетли, иззетли), отражали ее статус в гареме. Кетхуда кадын отвечала за имущество, поддержание порядка в гареме, охрану принцев и т.п. Как и у членов семьи султана, у нее были свои апартаменты в соответствии с ее статусом и штат прислуживающего ей персонала.
Следующий уровень занимали гедикли, девушки, предназначенные для личной службы султану. Эти женщины выполняли те же работы, как служащие Хас ода (личных покоев султана), и занимали различные должности. Например, чашнигир уста отвечала за сервировку стола, джамешуй уста заведовала прачечной и т.п. В свите каждой гедикли были рабыни, которые помогали ей и одновременно проходили обучение.
Архитектура османского гарема: сокровенная часть дома или дворца.
Уста оказывали те же услуги матери, супругам и детям султана, что и гедикли султану. Например, в гареме имелись хазинедар уста (главный казначей), бербер уста (отвечала за парикмахерское обслуживание), катибе уста (главный писец) и т.п. У каждой усты была своя свита из рабынь, а также помощницы. Пособия, назначенные устам, отражали их высокое положение в гареме. Например, во время правления Махмуда I суточные, назначенные усте, были выше, чем сумма, выдаваемая икбал султана. А при Махмуде II пособия усты превышали те, что назначались супруге и детям султана.
Низшей категорией женщин, служивших в гареме, была калфа. Она была рангом ниже усты. Старшие калфы отвечали за обучение шакирдов (учениц) – так называли тех, кто проходил обучение, чтобы заполнять вакантные места среди гедикли и уста.
Самой большой группой в императорском гареме были рабыни (джарие). Они были членами свиты конкретного человека и выполняли обычную черную работу, такую как уборка, стирка, содержание бань и кладовых и другие подобные задачи.
Гарем в империи Великих Моголов.
Обитательницы гарема, так же, как и проживающие в Эндеруне, пользовались защитой и льготами в течение срока службы. Они были связаны с правящей семьей отношениями патронажа. Принцип ислама, предписывающий хорошо обращаться с рабами, оказал свое влияние на отношение к ним.
Женщины, служившие в гареме, получали регулярные выплаты. Согласно реестрам, относящимся к периодам Селима III и Махмуда II, дворцовым рабыням выплачивалось от 5 до 500 акче в день. Также они обеспечивались одеждой, едой и другими предметами первой необходимости, а по особым случаям, таким как религиозные праздники, наступление Мухаррама, свадьбы и рождение детей в правящей семье, получали дополнительные выплаты и подарки.
Как упоминалось выше, рабыням давали образование в соответствии с их способностями и положением, как это происходило с мужчинами в Эндеруне. Это могло быть обучение исламским наукам, чтению, каллиграфии, шитью, вышивке, а также разным искусствам, таким как литература, поэзия, танцы и музыка, театр теневых кукол и т.п. Кроме того, некоторые рабыни изучали медицину.
Образование, полученное в императорском гареме, было важным, если принять во внимание будущие роли этих женщин после их перевода из двора. Ведь время, проведенное рабынями в гареме, часто было лишь частью их жизни, иногда удивительно небольшой. После они выходили замуж (в основном за представителей класса аскери) и были поглощены местными сообществами с сохранением «дворцовой идентичности». Это позволило им установить социальные отношения с людьми, особенно с членами своего окружения, и представлять придворную культуру за пределами дворца.
Исламосфера
Источник:
Betül İpşirli Argit ‘Life after the Harem’