Гермес Трисмегист в исламском мире

В исламском мире Гермес Трисмегист отождествлялся, главным образом, с пророком Идрисом, а герметическая философия оказала влияние на многих ученых и течения мысли в исламском мире, от исмаилизма до ишракизма.
В разных культурах прошлого встречается образ обладающего мифологическими или полумифологическими качествами мудреца, который в греко-латинской традиции известен как Гермес Трисмегист – «Гермес Триждывеличайший». Иногда он отождествляется с какими-то божествами или пророками, такими как Тот (бог мудрости в Древнем Египте), Ханох (Енох), Будда, Хушанг (мифический персонаж в зороастризме). Несмотря на различия между легендами, мотив Гермеса, имеет, по крайней мере, три общие черты во всех культурах и цивилизациях: а) в той или иной форме упоминается вместе с потопом; б) представлен как мудрец, пророк или святой; в) самое главное, во всех традициях считается, что он вознесся на высокое место (на небо).
Эта фигура известна и в исламском мире и отождествлялась, главным образом, с пророком Идрисом. В трудах по философии имя этой личности обозначалось как Хармас, а в религиозной литературе – как Идрис. Некоторые исследователи считают, что философия, известная в исламском мире как греческая, легко прижилась среди мусульман по той причине, что они считали ее восходящей к пророку Идрису. Вместе с этим высказывались и другие мнения. Например, аль-Бируни писал, что Идрис мог быть известен как Будда.
Пророк Сулейман в литературе мусульманских народов.

Источник: wayofhermes.com
Также этого мудреца называли «Хармас аль-мусалляс» – «Гермес Тройственный». Некоторые мусульманские мыслители из этого имени делали вывод, что существовало три отдельных Гермеса. Первый Гермес, или Хармас аль-Харамис, который и был Идрисом. Он дал людям знания о небе и медицине, научил писать, одеваться, сообщил им весть о Ноевом потопе и построил храмы для поклонения Аллаху. Второй Гермес жил в Вавилоне после потопа. Он был знатоком медицины, философии и науки о тайных значениях чисел. Этот ученый, который был учителем Пифагора, возродил знания и мудрость после потопа и восстановил Вавилон после его разрушения Нимрудом. В «Китаб захирати аль-Искандар» говорится, что перед потопом он спрятал свитки, в которых записал свои знания, в туннеле у моря, а гораздо позже Балинус (Аполлоний Тианский) нашел их и передал Аристотелю, который, в свою очередь, передал их Александру Македонскому. Третий, Гермес египетский, родился в Мунифе (Мемфис), был учеником Агафодемона и основал много городов. Он написал книги, посвященные медицине, философии, алхимии, животным и ядовитым растениям. Также сообщается, что это был Гермес аль-Искандери, представитель Александрийской школы, составивший комментарии к трудам Аристотеля и Платона.
Герметические тексты, т.е. трактаты, приписываемые Гермесу Трисмегисту, такие как «Герметический корпус», «Асклепий», «Anthologium» Стобеуса, «Изумрудная скрижаль» и другие, были известны и в исламском мире. Даже утверждается, что некоторые из них попали на Запад не напрямую из Египта (Александрии), а из арабских источников, а герметическая философия имеет тесные исторические и духовные связи с исламской культурой. Также по одной версии какие-то из них изначально были созданы на арабском языке.
Астрономия в мусульманском мире: от поэзии к науке.

Источник: islamansiklopedisi.org.tr
Мусульмане познакомились с герметической философией после завоевания Леванта и Египта, и сабеи сыграли в этом важную роль. Афифи говорит, что мусульманские мыслители считали, что это и есть ад-дин аль-кайим («правая религия»), которая упоминается в нескольких аятах Корана. Поэтому уже в VIII веке в определенных кругах получили распространение неопифагореизм и герметическая философия. Мыслители, которые восприняли их, верили в синтетический взгляд на физику, признавали единство вселенной и выступали против аристотелевского разделения мира на подлунный и надлунный. Согласно взгляду на природу этой школы, существовало взаимное сравнение и соответствие между различными уровнями бытия, элементами, цветами, формами, качествами, звуками, внутренними и внешними чувствами. Гармония этих космических и природных качеств подробно обсуждается в «ар-Расаиль» Ихван ас-Сафа, а с астрологической точки зрения – в «ат-Тафхим» аль-Бируни.
Исследователи, пытающие определить дату проникновения герметической философии в исламский мир, заявляют, что в некотором смысле первым мусульманским герметиком был принц из династии Омейядов Халид ибн Язид ибн Муавия. Позже эта школа мысли получила развитие среди учеников Джафара ас-Садыка, а довел ее до совершенства его ученик Джабир ибн Хайян. Герметические мотивы прослеживаются у Ихван ас-Сафа. Учитывая интерес аль-Кинди к астрологии, алхимии и талисманам, можно утверждать, что он также был каким-то образом связан с герметической философией. Также заявляется, что ишракизм Сухраварди сформировался, главным образом, под влиянием герметизма. Этот ученый собственно и утверждал, что сам он ничего не придумал, а философия «озарения» была послана Аллахом людям через пророка Идриса, или Гермеса, и дошла до него по цепочке учителей.
Абд ар-Рахман аль-Бадави заявлял, что глава «Книга самонаблюдения и анализа намерений» («Китаб аль-муракаба ва аль-мухасаба») в «Воскрешении наук о вере» аль-Газали имеет большое сходство как по стилю, так и по структуре с книгой «Заджр ан-нафс», приписываемой Гермесу. Некоторые труды герметического типа также приписываются таким суфийским мыслителям, как Зуннун аль-Мисри, Суфьян ас-Саури, Джунайд аль-Багдади, Мансур Халладж. По мнению аль-Афифи, среди всех мусульманских мыслителей личностью, которая более всех несет в себе герметические мотивы, является Ибн Араби.
Маруф Кархи – святой, перешедший из христианства в ислам.
Исламосфера
Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi