Ибадиты – кто они?

Ибадиты являются ветвью хариджитов – политико-религиозного течения, ставшего известным своим радикализмом и воинственностью. Но сегодня их отличает гораздо более умеренная позиция, пишет портал Time Turk.


Ибадиды получили свое название от имени основателя этого течения Абдуллаха ибн Ибада. Сами они также именуют себя шурат, в смысле «продавшие себя Аллаху», и ахлю адль ва аль-истикама («сторонники справедливости и правдивости»). Абдуллах ибн Ибад отправился в Триполи после того, как покинул армию Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) после Сиффинской битвы вместе с остальными хариджитами, посчитавшими неправильным, что судить его разногласия с Муавией будут выбранные из числа людей судьи. По их мнению, это может делать только Аллах.

Umman'ın Kurum bölgesindeki Abdullah b. İbâd Camii.

Мечеть Абдуллаха ибн Ибада в Омане / Источник: GZT

В VII веке ибадизм распространился по всей Северной Африке, а в X веке ибадиты обосновались в Мзабе – вади в алжирском вилайете Гардая, где живут по сей день. Сейчас большинство последователей этого течения проживают в Омане. Кроме того, их общины имеются на тунисском острове Джерба, в Танзании и Занзибаре.

İbadiyye Mezhebi

Источник: GZT

Ибадитов называют умеренной ветвью хариджизма – политико-религиозного течения, прославившегося своим радикальным подходом к некоторым вопросам и воинственностью. Например, хариджиты считали дозволенным убивать мусульман, совершивших грех. Ибадиты не поддерживают их в этом вопросе, как и в ряде других. Также в отличие от них они не признают вооруженную борьбу в качестве метода. Благодаря своей умеренности ибадиты и смогли сохранить существование в отличие от всех других хариджитских течений, к нашим дням исчезнувших. В Амманской декларации, опубликованной 9 ноября 2004 года с одобрения религиозных лидеров всех исламских стран ибадизм был официально признан одной из школ исламского права (фикх).

1970'te babasını devirerek Umman Sultanı olan Sultan Kâbus, modernleşme hareketini başlatmıştır.

Султан Кабус, свергнувший своего отца в 1970 году и ставший султаном Омана, инициировал модернистское движение / Источник: GZT

Хотя ибадиты поддержали хариджитов во время Сиффинской битвы, между ними существуют глубокие политические и религиозные различия. Из-за этого ибадиты даже отрицают свою принадлежность к хариджитам. Согласно им, их относят к этому течению из-за незнания их истории и права (фикх). Как они заявляют, хариджиты, которые появились в период табиинов (следующего поколение за сахабами – сподвижниками Пророка Мухаммада (мир ему)) и таба-и табиинов (третье поколение мусульман, следующее за сахабами и табиинами), получили свое название по религиозным, а не политическим причинам (это название происходит от арабского слова хаваридж «вышедшие, возмутившиеся, мятежники» – прим. редакции). Связано оно с тем, что хариджиты отклонились от пути Аллаха, «вышли» из него, так как признавали многобожниками верующих, которые совершают большие грехи, и считали допустимым убивать и грабить тех мусульман, которые не разделяли их взгляды. Как заявляют ибадиты, исходя из этого, нельзя применять термин хаваридж ко всем тем, кто покинул ряды сторонников Али (да будет доволен им Аллаха) после Сиффинской битвы. Он применим только к тем, кто неверно истолковывает аяты Священного Корана, отрицает некоторые положения шариата и вышел из ислама.

Источник: ibadistudies.org

Исламосфера

Комментарии