Ибадиты – последняя ветвь хариджитов, дожившая до наших дней

Единственной хариджитской сектой, дошедшей до наших дней, являются ибадиты. Последователи этого течения проживают в Омане, Йемене и некоторых областях Северной Африки, пишет Селим Теке.


Как известно, возникновение хариджизма связывают с событиями, случившимися после битвы при Сиффине. Часть сторонников Али (да будет доволен им Аллах) выступила против него, когда он согласился на назначение третейских судей для решения конфликта между ним и Муавией. Они заявили, что, поступив так, халиф сделал выбор в пользу «слов людей», тогда как решать должен был Коран – «слово Аллаха».

Оман укрепляет терпимость и дружбу между исламскими течениями.

Главное отличие хариджитского учения от суннитского заключается в признании деяния частью веры. Таким образом, согласно хариджитам, если человек совершает большие грехи, то он перестает быть мусульманином, и к нему можно относиться как к неверному. Кроме того, их отличала жесткость, переходящая в жестокость, и бескомпромиссность. Объявляя мусульман неверными, они считали их кровь и имущество дозволенными для себя. Это не способствовало их популярности, поэтому хариджизм недолго продержался на исторической арене и вскоре исчез. До наших дней дошла только одна из ветвей этого течения – ибадизм.

Ибадиты, живущие в долине Мзаб (Алжир) / Источник: en.wikipedia.org

Ибадизм называют мягкой версией хариджизма. Он возник в Басре. Ибадиты также считают деяния частью веры, но согласно основателю этого течения Абдуллаху ибн Ибаду, неверие бывает двух видов – куфр-и нимат (неверие в отношение дарованных Аллахом благ) и куфр-и ширк (собственно неверие). В соответствии с этим, мусульмане, которые совершают большие грехи, проявляют неблагодарность по отношению к благам Аллаха и теряют благословение, но не становятся неверными и должны покаяться перед Всевышним. Также, согласно ибадитам, Коран является сотворенным (махлюк), а Аллаха невозможно будет увидеть в загробном мире. Это главные принципы, которые отличают это течение от суннитов.

Город последних хариджитов.

Еще одна особенность ибадизма – признание необходимости имама (главы всех верующих). Имам избирается в два этапа. Сначала его выбирает комиссия, назначенная халифом, или комитет алимов, а после этот имам представляется народу, который должен принести ему присягу. Имам может быть низложен.

التواضع من اخلاق الكرام (@Omn7009) | Twitter

В Омане ислам исповедует 85% всего населения, и 45% из них являются ибадитами / Источник: twitter.com

Благодаря проповедникам, из Басры ибадизм распространился в другие регионы. В Омане он появился благодаря Джабиру ибн Зайду, который сам был родом из этой страны, поэтому был благосклонно встречен местными племенами. Здесь ибадитам даже удалось создать свое собственное государство, первые 300 лет существования которого были спокойными. Появившиеся в XVI в. португальцы свергли власть арабских правителей, но спустя 150 лет в 1650 г. были изгнаны сами. После периода гражданской войны в 1744 г. в Омане был создан султанат, который время от времени и переживал определенные проблемы, но сохранился до наших дней.

Хадрамаут – земля пророка Салиха.

В Омане ислам исповедует 85% всего населения, и 45% из них являются ибадитами. Сегодня мы наблюдаем трансформацию этого течения. После прихода к власти султана Кабуса, в том числе и под влиянием начатых им процессов модернизации, ибадизм стал продвигаться как наиболее «умеренная ветвь ислама», а его последователям стала внушаться необходимость толерантного отношения к иным религиям, в целом, и к мусульманским течениям, в частности. Государство прилагает большие усилия, чтобы приверженцы разных вероисповеданий жили в Омане в мире.

Султан Омана, пробывший у власти полвека, скончался в возрасте 79 лет - BBC News Русская служба

Султан Кабус / Источник: bbc.com

Исламосфера

Комментарии