Ибн Фадлан – арабский путешественник и дипломат

Мемуары арабского путешественника Ибн Фадлана, посетившего Рей, Нишапур, Мерв, Бухару, Хорезм, Волжскую Булгарию, пролили свет на многие нерешенные вопросы истории, пишет сайт Fikriyat.


О жизни арабского путешественника и дипломата Ибн Фадлана сведений мало. Сам он пишет, что является вольноотпущенником Катиб аль-Джауша Мухаммада ибн Сулаймана – аббасидского военачальника, отвоевавшего Египет у Тулунидов.

Когда правитель Волжской Булгарии (тюркского средневекового государства в Поволжье) Алмыш-хан попросил халифа Муктадир Биллаха направить к нему людей, которые могли бы обучить булгар исламу, то из Багдада была отправлена делегация, в состав которой вошел и Ибн Фадлан. Возглавил миссию Сусан ар-Расси, а Ибн Фадлану было поручено передать Алмыш-хану письмо халифа и 4 000 динаров с подарками. Как ясно из этого, он пользовался особым доверием.

Эвлия Челеби – скиталец, получивший благословение Посланника Аллаха (САВ).

Делегация выехала в путь 21 июня 921 г. из Багдада. Миновав Рей, Нишапур, Мерв, Бухару и Хорезм, 12 мая 922 г. она прибыла в Булгар. Дата возвращения делегации неизвестна, но, скорее всего, задержавшись на лето, до наступления холодов дипломаты отправились в обратный путь.

Рукопись Ибн Фадлана / Источник: ru.wikipedia.org

В городах, в которых они заезжали по дороге, посланников багдадского халифа встречали с почетом. В Бухаре им довелось встретиться со знаменитым географом Саманидов визирем Джайхани, а также удостоиться аудиенции молодого правителя Насра ибн Ахмада.

По возвращению домой Ибн Фадлан написал мемуары о своем путешествии. Но долгое время рукописи этих мемуаров считались пропавшими, и об их существовании было известно только на основании выдержек из них, приводимых арабскими географами Мухаммадом ибн Махмудом ат-Туси и Якутом аль-Хамави. Даже высказывались предположения, что это произведение было выдуманным.

Мусульманский адмирал Чжэн Хэ – прообраз Синдбада-морехода.

Значительная часть информации, приводимой Ибн Фадланом, основывается на его личных взглядах и слухах. Часть сведений можно назвать легендами и преувеличением. Вместе с этим, в его мемуарах приводятся интересные сведения о булгарах, огузах, печенегах, башкирах, русах, политическом устройстве, религии, морали, обрядах погребения, брачных традициях, языке, экономике, налоговой системе, торговле этих народов, природе региона.

Ордынская Русь - что это такое, когда существовала и почему у этой теории все больше последователей | History room | Яндекс Дзен

Хузин, Рустем Фаитович. “Принятие булгарами ислама в 922 году” (2005 г.) / Источник: zen.yandex.ru

Первым из европейских ученых к мемуарам Ибн Фадлана обратился датский исследователь Д.К.Расмуссен, который в своей статье от 1814 г., посвященной связям между Россией и Скандинавией, привел отрывок из мемуаров, взятый им из труда Якута. Это привлекло внимание к произведению Ибн Фадлана и вскоре данный отрывок был переведен на английский, шведский и латинский языки.

Путешествие тюльпанов из Османской империи в Европу.

В 1923 г. башкирский общественный деятель и ученый Ахмет Валиди Тоган в библиотеке Имама Резы в Мешхеде обнаружил неизвестный географический сборник, который включал рукопись мемуаров Ибн Фадлана. Как ему удалось выяснить, это был тот самый труд, выдержки из которого приводили ат-Туси и Якут. Но рукопись была неполной – она не содержала той части, в которой описывался обратный путь. Ахмет Заки Валиди в 1935 г. защитил диссертацию по мемуарам Ибн Фадлана, а в 1939 г. издал эти мемуары в Лейпциге.

С тех пор они выдержали многочисленные издания на разных языках и считаются одним из важнейших источников по истории Восточной Европы.

Исламосфера

Комментарии