Ибрагим Нджойя – султан, четыре раза менявший свою религию

Султан Королевства Бамун Ибрагим Нджойя (1887-1933) также был ученым и изобретателем.


Королевство Бамун было основано около 1394 года. Вплоть до конца XIX века ведущей религией здесь был анимизм. Примерно в 1889 году после смерти короля Нсангу на престол был возведен его сын Нджойя, которому было всего 9-12 лет. Чтобы противостоять желающим свергнуть его с трона, молодой король решил призвать на помощь эмира Йолы (Нигерия), который направил ему на подмогу кавалерию. Так Нджойе удалось за короткое время одолеть врагов. Впечатленной военной мощью своих союзников, король спросил, в чем их сила, и те ему ответили, что в вере в Аллаха. Тогда Нджойя около 1896 года решил отказаться от анимизма и принять ислам. Это было первое провозглашение официальной религии в Бамуне.

Njoya of Bamun.jpg

Султан Нджойя / Источник: en.wikipedia.org

В 1902 году в Королевство пришли немцы. Получив от них военную помощь и наладив сотрудничество, король убедился в их силе и влиянии и решил, что их Бог сильнее. Он решил отказаться от ислама и принять христианство. Так в Бамуне стало вводиться протестантство. Нджойя был убежден, что немецкая культура и местная культура совместимы. Он разработал для своей армии форму, прообразом которой послужила форма гусар, отправил в подарок кайзеру Вильгельму II украшенный жемчугом трон Буэа, в сотрудничестве с немецкой администрацией основал школы. Несколько лет спустя Нджойя захотел креститься, но пастор сказал ему, что у хорошего христианина может быть только одна жена. Король, у которого была почти сотня жен, был смущен, знать тоже.

King Ibrahim Njoya with German Missionaries of the Basel Evangelical Society. German Cameroon, 1907. [1178 x 813] : r/HistoryPorn

Ибрагим Нджойя вместе с немецкими миссионерами / Источник: reddit.com

Отказавшись и от христианства, и от ислама, Нджойя решил создать новую синкретическую религию, выбрав из Библии и Корана то, что устраивало его, а также добавив элементы местных верований. Он даже написал свое собственное священное писание под названием Nwet Kwete («Стремиться к достижению»). Но, в конце концов, в 1916 году Нджойя решил вернуться к исламу, а своему народу предоставил выбор между исламом и христианством. Он признал власть халифа Сокото, попросив его прислать ему флаг эмира и мусульманских учителей. Также Нджойя открыл в городе Фумбан Кораническую школу, первыми учениками которой стали его дети Нджимолух Саиду, Нджи Ерима Жан, Нджи Абубакар Синус и другие.

Nwet Kwete / Источник: tcj.com

В 1916 году французы вытеснили из Камеруна немцев, и Королевство Бамун потеряло свою автономию. Отношения Нджойи с новыми властями не сложились. В конце концов, в 1931 году его отправили в ссылку в Яунде, где он и умер в 1933 году.

Трон короля Нджойи / Источник: en.wikipedia.org

При Ибрагиме Нджойе Бамун переживал всплеск культурной и художественной активности. Султан оказывал покровительство художникам и ремесленникам. Его называют создателем слоговой письменности бамум или а-ка-у-ку. Султан изобрел ее в конце XIX века для записи текстов на языке бамун. Когда французы изгнали Нджойю, то запретили и его письменность. В настоящее время ею владеют считанные единицы. В построенном султаном дворце в Фумбане, ставшем одной из достопримечательностей Бамуна, устроен музей а-ка-у-ку.

Дворец султана Нджойи, построенный между 1917 и 1923 г. / Источник: Les dessins Bamum

Другой филологический эксперимент Ибрагима Нджойи – это созданный им секретный придворный язык шу-мама. Также он считается изобретателем ручной мельницы для измельчения кукурузы и других злаков.

Письменность бамум / Источник: tcj.com

Сейчас Султанат Бамум входит в состав Республики Камерун. Султаном в настоящее время является аль-Хадж Ибрагим Мбомбо Нджойя, внук Ибрагима Нджойи, но его власть во многом носит символический характер. Он считается главой мусульман в Королевстве, 85% населения которого исповедует ислам, а 15% являются последователями христианства и других религий.

Султан и его первый внук / Источник: Basel Mission Archives

До сих пор в Бамуне сохраняется интересная традиция пятничного приветствия, когда султан, совершив пятничную молитву в Центральной мечети напротив своего дворца в городе Фумбан, возвращаясь, приветствует собравшийся народ, выслушивает обращенные к нему жалобы.

Bölgede yaşayan 2 milyon Bamun’un kralı Nabil, “Cuma Selamlığı” merasiminde, halkın dertlerini dinliyor, şikayetleri değerlendiriyor.

Традиция пятничного приветствия / Источник: gzt.com

Исламосфера

Комментарии