Ибрахим ас-Салахи – суфий, художник, дипломат и заключенный
Ибрахим ас-Салахи, который является членом тариката хатмия, признан отцом африканского и арабского модернизма, а также выдающейся фигурой в мировом художественном каноне прошлого века.
Ибрахим ас-Салахи родился в 1930 году в семье ученого-суфия, который преподавал в Омдурманском исламском университете (Судан), а также в халве (религиозной школе) для детей по соседству с домом. Именно в этой халве будущий художник научился изготавливать чернила и калямы (тростниковые перья) и овладел навыками каллиграфии. По окончании школы он поступил в Школу дизайна при Мемориальном колледже Гордона в Хартуме, где осознал свое направление в жизни. В 1954 году Салахи получил стипендию в Школе искусств Слейда в Лондоне, что позволило ему познакомиться с европейской художественной школой. Вместе с этим, его занимали и каллиграфия, происхождение букв, их структура и значение, будь то арабская вязь или иероглифы.
Он вернулся в Судан в 1957 году, желая, чтобы его соотечественники увидели все, чему он научился за три года учебы в Лондоне. Но его работы, созданные в европейском стиле, пейзажи, натюрморты, портреты, не впечатлили суданцев. Это заставило Ибрахима Салахи изучать художественное наследие своей родины. Для этого он даже спустя какое-то время отправился в путешествие по Судану. Его изыскания вдохновили художника использовать в своих работах каллиграфию и арабский шрифт – цитаты из стихов и аяты Корана, а также суданские поговорки.
Вместе с коллегами Ахмедом Шибрейном и Камалой Исхак Ибрахим Салахи основал «Хартумскую школу», африканское модернистское движение, которое создало особую художественную идентичность нового независимого Судана. Его отличительной чертой было использование каллиграфии и арабской вязи, упрощенной до абстрактных форм. По мере того, как Ибрахим Салахи совершенствовался в использовании арабской каллиграфии в своих работах, с помощью символов он начал изображать животных, людей и растений, придавая новый смысл своим работам. Художник научился сочетать европейские художественные стили с традиционными суданскими темами, что привело к появлению африканского сюрреализма.
Наряду с этим, он вел активную общественную и политическую деятельность, представлял Судан на международных фестивалях искусств, занимал разные должности в структурах, связанных с культурой, а также был дипломатом. Салахи был директором по культуре в правительстве Джафара Нимейри, а затем заместителем министра в Министерстве культуры и информации до сентября 1975 года. Его политическая карьера закончилась неожиданно – в 1975 году художник был обвинен в заговоре с целью организации военного переворота и без суда и следствия заключен в печально известную тюрьму Кобер в Хартуме. С ним обращались жестоко, подвергали избиению, что оставило свой след на здоровье. Но даже в тюрьме Ибрахим Салахи находил возможность творить, создавая рисунки на бумажных пакетах, в которых раздавали еду. Вышел на свободу он в 1976 году, а через два года уехал в Доху, а в 1998 году обосновался в Оксфорде, где проживает по сей день и продолжает рисовать, несмотря на свой солидный возраст.
Ибрахим Салахи по праву признан не только отцом африканского и арабского модернизма, но и выдающейся фигурой в мировом художественном каноне прошлого века. Его картины висят в галереях Тейт Модерн, Гуггенхайма и МоМА, Нью-йоркском музее Метрополитен, Чикагском институте искусств, Национальном музее африканского искусства при Смитсоновском институте в Вашингтоне, Британском музее, Фонде искусств Шарджи, Берлинской национальной галерее и в других местах.
Ибрахим Салахи является членом суфийского тариката хатмия и практикующим мусульманином. Он совершает намаз пять раз в день, а также перед тем, как приступить к работе. Как и другие суфии, художник рассматривает молитву как способ установления связи между Творцом и сотворенными.
Исламосфера