Ибрахим ас-Салахи – суфий, художник, дипломат и заключенный

Ибрахим ас-Салахи, который является членом тариката хатмия, признан отцом африканского и арабского модернизма, а также выдающейся фигурой в мировом художественном каноне прошлого века.


Ибрахим ас-Салахи родился в 1930 году в семье ученого-суфия, который преподавал в Омдурманском исламском университете (Судан), а также в халве (религиозной школе) для детей по соседству с домом. Именно в этой халве будущий художник научился изготавливать чернила и калямы (тростниковые перья) и овладел навыками каллиграфии. По окончании школы он поступил в Школу дизайна при Мемориальном колледже Гордона в Хартуме, где осознал свое направление в жизни. В 1954 году Салахи получил стипендию в Школе искусств Слейда в Лондоне, что позволило ему познакомиться с европейской художественной школой. Вместе с этим, его занимали и каллиграфия, происхождение букв, их структура и значение, будь то арабская вязь или иероглифы.

Salahi has been plagued by physical afflictions since he was a school boy, returning to the subject time and again in works such as 'Self-Portrait of Suffering', 1961, above, and in his more recent 'Pain Relief' series. Courtesy Shubbak festival.

Салахи страдал от физических недугов со школьного возраста, снова и снова возвращаясь к этой теме в таких работах, как «Автопортрет страданий» (1961 г.) и в его более поздней серии «Облегчение боли» / Источник: Фестиваль Шуббак

Он вернулся в Судан в 1957 году, желая, чтобы его соотечественники увидели все, чему он научился за три года учебы в Лондоне. Но его работы, созданные в европейском стиле, пейзажи, натюрморты, портреты, не впечатлили суданцев. Это заставило Ибрахима Салахи изучать художественное наследие своей родины. Для этого он даже спустя какое-то время отправился в путешествие по Судану. Его изыскания вдохновили художника использовать в своих работах каллиграфию и арабский шрифт – цитаты из стихов и аяты Корана, а также суданские поговорки.

Ibrahim El-Salahi, with art historian Alfred Barr at the Museum of Modern Art, 1965. Courtesy of Vigo Gallery and the artist.

Ибрахим ас-Салахи и искусствовед Альфред Барр в Музее современного искусства (1965 г.) / Источник: Галерея Виго и Ибрахим ас-Салахи

Вместе с коллегами Ахмедом Шибрейном и Камалой Исхак Ибрахим Салахи основал «Хартумскую школу», африканское модернистское движение, которое создало особую художественную идентичность нового независимого Судана. Его отличительной чертой было использование каллиграфии и арабской вязи, упрощенной до абстрактных форм. По мере того, как Ибрахим Салахи совершенствовался в использовании арабской каллиграфии в своих работах, с помощью символов он начал изображать животных, людей и растений, придавая новый смысл своим работам. Художник научился сочетать европейские художественные стили с традиционными суданскими темами, что привело к появлению африканского сюрреализма.

An illustration from 1977 that Ibrahim El-Salahi created for a novel by his long-time friend Tayeb Salih, one of the greatest Sudanese authors of the 20th century, who accompanied him on a life-changing road trip in search of his country's artistic heritage. Courtesy of Vigo Gallery and Ibrahim El-Salahi.

Иллюстрация Ибрахима ас-Салахи (1977 г.) для романа его друга писателя Тайеба Салиха / Источник: Галерея Виго и Ибрахим ас-Салахи

Наряду с этим, он вел активную общественную и политическую деятельность, представлял Судан на международных фестивалях искусств, занимал разные должности в структурах, связанных с культурой, а также был дипломатом. Салахи был директором по культуре в правительстве Джафара Нимейри, а затем заместителем министра в Министерстве культуры и информации до сентября 1975 года. Его политическая карьера закончилась неожиданно – в 1975 году художник был обвинен в заговоре с целью организации военного переворота и без суда и следствия заключен в печально известную тюрьму Кобер в Хартуме. С ним обращались жестоко, подвергали избиению, что оставило свой след на здоровье. Но даже в тюрьме Ибрахим Салахи находил возможность творить, создавая рисунки на бумажных пакетах, в которых раздавали еду. Вышел на свободу он в 1976 году, а через два года уехал в Доху, а в 1998 году обосновался в Оксфорде, где проживает по сей день и продолжает рисовать, несмотря на свой солидный возраст.

A composite of works from Salahi's 'Prison Notebook', 2018. Top right is 'The Onset of the Nightmare', which features a “bird of evil” hanging over his head, representing trauma and the lingering fear of returning to prison. Courtesy of Sharjah Art Foundation and The Museum of Modern Art, New York. 

Сборник работ из «Тюремной тетради» Салахи (2018 г.). Вверху справа — «Начало кошмара», на котором над его головой висит «птица зла», символизирующая травму и непрекращающийся страх перед возвращением в тюрьму / Источник: Фонд искусств Шарджи и Музей современного искусства Нью-Йорка

Ибрахим Салахи по праву признан не только отцом африканского и арабского модернизма, но и выдающейся фигурой в мировом художественном каноне прошлого века. Его картины висят в галереях Тейт Модерн, Гуггенхайма и МоМА, Нью-йоркском музее Метрополитен, Чикагском институте искусств, Национальном музее африканского искусства при Смитсоновском институте в Вашингтоне, Британском музее, Фонде искусств Шарджи, Берлинской национальной галерее и в других местах.

Sudanese artist Ibrahim El-Salahi poses for a photograph in front of his painting entitled

Ибрахим ас-Салахи перед своей любимой картиной «Возрожденные звуки детских снов» в галерее Тейт Модерн в Лондоне / Источник: AFP Photo/Justin Tallis

Ибрахим Салахи является членом суфийского тариката хатмия и практикующим мусульманином. Он совершает намаз пять раз в день, а также перед тем, как приступить к работе. Как и другие суфии, художник рассматривает молитву как способ установления связи между Творцом и сотворенными.

Исламосфера

Комментарии