Икат – многоцветное сокровище Средней Азии

Вы все видели ткани икат, но мало кто знает, что они так называются, пишет сайт clothroads.com.


Существует много теорий о том, как икат попал в Среднюю Азию. Ученые сходятся, что случилось это благодаря Великому Шелковому пути. Он явился той движущей силой, которая позволила развиваться такому прекрасному виду ремесла. Некоторые утверждают, что техника существовала в Средней Азии еще в X и XI веках, но большинство источников относят ее к XVIII веку. Крупнейшим центром производства шелка-икат был и остается город Маргилан в Ферганской долине в Узбекистане. В начале XX в. в Маргилане было 120 цехов, в которых существовало разделение труда: одни мастера обрабатывали сырую пряжу, другие занимались окрашиванием, а третьи занимались ткачеством. Эта система работает и сегодня, хотя мастерских стало значительно меньше из-за того, что в советское время создавали всяческие препятствия для развития этого ремесла. Ткани из Маргилана по-прежнему имеют репутацию материалов высшего качества.

Центральноазиатские икаты отличаются характерным крупным рисунком. Яркие основные цвета, такие как красный, желтый и синий (и их разновидности), получают с помощью натуральных красителей. Для получения краски используют шелуху лука, кору деревьев, сушеные травы, плоды. Приготовление краски – это целая наука. Распространенные мотивы узоров – гранаты, тюльпаны, деревья, рога барана, птицы, скорпионы и пауки.

An artisan in Margilan, Uzbekistan, marking and tying bundles of silk and cotton threads according to pre-defined patterns. Each bundles contains 3,000 silk threads. Credits: Francesca Stocco, founder at Filanda n.18

Источник: Francesca Stocco / Filanda n.18

Ткани икат раньше считались роскошью, их использовали для особых случаев и подарков. В настоящее время они применяются дизайнерами моды и интерьера.

Чтобы в полной мере оценить красоту иката, следует познакомиться с процессом создания этой чудесной ткани.

Нити натягиваются на раму.

Мастер-дизайнер отмечает рисунок на нитях основы.

После этого мотальщики изолируют отдельные участки ниток, следуя рисунку, обозначенному дизайнером. Для этого они плотно завязывают прочный шнур вокруг нитей основы в определенных местах, хотя сейчас часто используют и скотч. Такая изоляция необходима для того чтобы не позволить красителю проникнуть под него.

Затем основа снимается с рамки и окрашивается в первый цвет, погружая в бак или ванну с красителем. Причем первым выбирают самый светлый цвет. В результате несвязанные места окрашиваются, а связанные остаются белыми. После каждой окраски нити сушат.

Artisan in Margilan, dyeing the bundled threads.According to the number of colours in the design, the process of tying and dyeing can be repeated up to seven times. Credits: Muhayo Aliyeva

Источник: Francesca Stocco / Filanda n.18

Затем некоторые из белых нитей развязываются, опять же, в соответствии с рисунком, а ранее окрашенные области связываются. Затем основа окрашивается во второй цвет. Этот процесс повторяется до тех пор, пока ткань не будет окрашена во все цвета, предусмотренные дизайном.

Максимальное число цветов семь, но сейчас это бывает редко. Как правило, в наше время ограничиваются меньшим количеством.

Как только материал высыхает, нити или скотч, которым он связан, разворачивается, и становится виден рисунок основы ткани во всей своей красе.

Затем основа натягивается на ткацкий станок под наблюдением мастера (это всегда мужчины). Даже сейчас используют ручные станки, но ручной икат – это дорогое удовольствие. Поэтому для массового производства икат ткут на современных механических станках. Ткань получается яркой за счет того, что нити основы, на которые нанесен узор, являются плотными и толстыми. А нить утка тонкая, едва заметная.

В годы советской власти традиционное качество в Узбекистане пришло в упадок. В настоящее время оно возрождается. Икат – достаточно модная ткань среди кутюрье мирового уровня, из него шьют Гучи и Оскар Де Ла Рента. Этим тканям рукоплескали США, Милан, Париж и Рим.

Так как производство носит коммерческий характер, то дизайн современных тканей часто бывает упрощенным. Но в музеях мира можно увидеть прекрасные образцы иката, поражающие своей яркостью и сложностью.

The threads are then left to dry.Credits: Francesca Stocco, founder at Filanda n.18

Источник: Francesca Stocco / Filanda n.18

The threads are separated one by oneCredits: Muhayo Alyieva

Источник: Francesca Stocco / Filanda n.18

Unbundled threadsCredits:Muhayo Alyieva

Источник: Francesca Stocco / Filanda n.18

Artisan in Margilan weaving the ikat fabric on a handloom.Credits: Francesca Stocco, founder at Filanda n.18

Источник: Francesca Stocco / Filanda n.18

Исламосфера

Комментарии