Иллюстрированный «Сийер-и Неби»: утраченная традиция почитания Пророка
Богато украшенную рукопись «Сийер-и Неби» называют «крупнейшим циклом религиозной живописи в исламском искусстве» и «наиболее полным визуальным изображением жизни пророка Мухаммада».
Примерно в XIV веке по поручению Баркука, мамлюкского султана Египта, дервиш тариката мевлеви Мустафа, сын Юсуфзая из Эрзерума, по прозвищу Дарир (Слепец), составил «Сийер-и Неби» – эпическое произведение на турецком языке о жизни Пророка Мухаммада (мир ему). Оно было закончено в 1388 году. Автор опирался в своей работе на «Сийар ан-наби» Абу-ль-Хасана аль-Бакри аль-Башри (XIII век) и другие жизнеописания Пророка (мир ему). Обогатив текст аятами Корана и хадисами, он также использовал обширное культурное наследие исламского мира, включая доисламские арабские легенды.
Как принявший ислам французский художник создал жизнеописание Пророка (мир ему).
Но история этого монументального произведения, которое сравнивают с «Илиадой», но этом не завершилась. В 1595 году, через двести лет после того как Дарир завершил свою работу, турецкий султан Мурад III (1546-1595), известный своим покровительством искусству декоративного украшения книги, задумал создать иллюстрированную рукопись этого труда. Этот проект был одним из его самых масштабных и тщательно продуманных. Для работы над ним был привлечен большой штат иллюстраторов из придворных наккашхане (мастерских). Создание рукописи осуществлялось не только из религиозных соображений. В «Сийер-и Неби» Мухаммад (мир ему) показан не только пророком, но и государственным деятелем и героическим военачальником. Султан и его советники, должно быть, рассматривали это как своеобразную «шах-наме», хронику «правления» Пророка ислама, а сам труд – как прославляющий мощь государства. Когда Мурад III скончался в январе 1595 года, работы над иллюстрациями еще продолжались. Завершены они были уже при новом султане, Мехмеде III (1566-1603).
«Сийер-и Неби» стал одним из последних шедевров периода расцвета османского книжного искусства. Он содержал огромное количество роскошных иллюстраций – 814. Именно поэтому американский историк Алан Уошберн Фишер называет книгу «крупнейшим циклом религиозной живописи в исламском искусстве» и «наиболее полным визуальным изображением жизни пророка Мухаммада». Из их стилистических особенностей можно понять, что миниатюры создавали пять или шесть художников. Известными среди них были имена Наккаша Османа и Наккаша Хасана.
Мусульмане веками изображали Пророка Мухаммада в текстах и каллиграфическом искусстве.
Особое положение Пророка Мухаммада (мир ему) на иллюстрациях подчеркивается нимбом, окружающим его голову, и вуалью, закрывающей его лицо, а изображения войн, военных кампаний и сцен собраний напоминают содержащиеся в иллюстрированных историях Османской империи.
Первоначально «Сийер-и Неби» состоял из шести томов. Однако до наших дней дошло только пять из них. Тома I, II и VI хранятся в музее Топкапы, том III – в Нью-Йоркской публичной библиотеке, том IV том – в Библиотеке Честера Битти в Лондоне. Почти двадцать миниатюр, извлеченных из тома IV, находятся в частных руках и время от времени появляются в продаже на рынке антиквариата.
Исламосфера