Ильм ан-нафс – психология исламского мира

В исламском мире название ильм ан-нафс, что переводится как «наука о душе», в Средние века имела дисциплина, изучающая природу души, эмоций, а также таких способностей, как разум и воображение.


Корни психологии уходят еще в эллинистическую эпоху, в труды Платона и Аристотеля. Вместе с тем это сравнительно молодая наука, так как она отделилась от философии и стала современной научной дисциплиной только в последней четверти ​​XIX века. В IV и V веках до н. э. Платон, Аристотель и другие греческие философы исследовали многие из тех вопросов, которыми занимается современная психология. Диалоги «Федон», «Тимей» и «Политея», выражающие взгляды Платона относительно души, а также трактаты Аристотеля «О душе», «О чувственном восприятии» и «Малые сочинения о природе» можно считать первыми трудами, посвященными психологии.

В исламском мире история теоретических исследований, направленных на объяснение сенсорной, творческой, познавательной и мыслительной деятельности человека в рамках научной дисциплины, восходит к VIII веку, когда мусульмане познакомилось с греческой философией. «О душе» была переведена на арабский язык, получив название «Китаб ан-нафс» («Книга о душе»), а «О чувственном восприятии» стала известна как «аль-Хисс ва аль-махсус» («Ощущение и ощущаемое»).

В истории исламской мысли понятие «ощущение, чувство» выражалось терминами хис и хасса (множественное число – хавас). Термины махсус (множественное число махсусат) и хисси (множественное число хиссийат) использовались как для обозначения чувственных объектов, так и объектов, которые подвержены воздействию чувств в целом.

“Лечение души, исцеление сердца”: вклад средневековых мусульман в клиническую психологию.

Ильм на-нафс / Источник: Pinterest

Следует понимать, что ильм ан-нафс не была полным аналогом психологии. В классической исламской научной традиции она обсуждалась в контексте метафизики, теологии (калям), мистицизма (тасаввуф) и этики (ахляк), а не как самостоятельная наука в современном понимании.

Наряду с переводческой деятельностью, с самых ранних периодов многие мусульманские ученые и мыслители, такие как Харис аль-Мухасиби (ум. в 857 г.), аль-Кинди (ум. в 866 г.), Абу Бакр ар-Рази (ум. в 925 г.), Абу Зайд Балхи (ум. в 934 г.), аль-Фараби (ум. в 950 г.), Ибн Сина (ум. в 1037 г.), аль-Газали (ум. в 1111 г.), Ибн Баджа (ум. в 1139 г.), Насир ад-дин ат-Туси (ум. в 1274 г.), Ибн Халдун (ум. в 1406 г.), прилагали интенсивные усилия для понимания и объяснения психологических феноменов в русле коранических аятов, а также трудов греческих философов. Таким образом, в исламском мире вопросы, связанные с ильм ан-нафс, в основном освещались в книгах по этике (ахляк), мистицизму (тасаввуф), теологии (калям) и философии. Однако существовали и труды, которые не входили в категорию ильм ан-нафс, но их можно рассматривать в этом контексте. Например, трактат аль-Кинди под названием «ар-Рисаля фи махиййят ан-наум ва-р-руйа («Трактат о сущности сна и сновидений») можно считать первым произведением, написанным о психологии сновидений в исламском мире. Также аль-Кинди принадлежит работа под названием «ар-Рисаля фи-ль-хиля ли-даф’и-ль-ахзан» («Трактат о средствах для уничтожения печалей»). В ней ученый определяет печаль как душевный дискомфорт, возникающий в результате потери близких и неисполнения желаний, и говорит, что в «мире возникновения и уничтожения» (алям аль-каун ва аль-фасад), в котором мы живем, отсутствуют неизменность и постоянство. Рекомендации аль-Кинди по поводу того, как избавится от печалей, основаны на изменении точки зрения человека путем отказа от мирских амбиций. В этом контексте заслуживает внимания и труд Ибн Сины «ар-Рисаля фи даф’и гамми-ль-маут» («Трактат об избавлении печали смерти»), в котором рассматриваются причины и последствия страха смерти, а также пути их преодоления. Ибн Сина также дал обширные разъяснения о состояниях души в разделе «Китаб ан-нафс» («Книга души») своего знаменитого труда «Китаб аш-шифа» («Книга исцеления»). Именно этот ученый исследовал проблему души во всех ее измерениях и фактически создал посвященную ей самостоятельную научную дисциплину в исламском мире. Его изыскания в этой области привлекают внимание и современных историков психологии.

Итидаль – “золотая середина” в исламе.

Ибн Баджа, “Ильм ан-нафс” / Источник: Amazon

В Андалусии ильм ан-нафс развивал Ибн Баджа. В его работе «Китаб ан-нафс» прослеживаются параллели с трудом Аристотеля «О душе» с точки зрения основных идей и подхода к решению проблем. Центральное место, которое занимало учение о «связи с активным интеллектом (акл аль-фаал)» в учении Ибн Баджи, побудило его в других своих трактатах, посвященных психологии, связать основанные на философии Аристотеля взгляды с концепцией пророческой миссии в исламе.

Кроме названных другими выдающимися трудами, посвященными ильм ан-нафс, являются такие работы, как «Тыбб ар-рухани» («Медицина души») Абу Бакра ар-Рази и «Масалих аль-абдан ва аль-анфуса» Абу Зайда Балхи.

Хотя упомянутые здесь труды нельзя назвать психологическими в том смысле, в каком это понимают сейчас, можно считать, что они подготовили почву для появления современной психологии.

В XIXXX вв. понятия ильм ан-нафс, рухият и ильм ахваль ар-рух («наука о состояниях души») в исламском мире стали использоваться как синонимы слова «психология». Это сохраняется и в наше время в ряде языков мусульманских народов. Такие термины, как ильм ан-нафс исламиййа («исламская психология») и ильм ан-нафс диниййа («религиозная психология») имеют более конкретное значение.

Три стадии развития личности в Коране: путь к совершенству начинается с чувства вины.

Исламосфера


Источник:

Asım Yapıcı İlmü’n-Nefs

Комментарии