«Императорский альбом» Шах-Джахана
С середины XVI в. заметным явлением в искусстве Моголов становится живопись на страницах книжного формата. Такие рисунки вместе с каллиграфическими иллюстрациями в соответствии с практикой, возникшей в начале пятнадцатого века в Иране, часто собирались и связывались в сборники, называемые «альбомами», или муракка, сообщает islamic-arts.org.
В альбом-муракку собирались лучшие образцы каллиграфии и живописи, которыми его обладатель наслаждался в часы досуга. По сути это была небольшая галерея живописи и каллиграфии, которую владелец мог изменять по своему усмотрению. Составление таких муракка считалось искусством, которым занимались многие лучшие персидские художники. К таким альбомам делали расписные обложки или крышки из папье-маше, расписанные лаковой живописью
Альбом, созданный по заказу императора Шах-Джахана, также известный как «Императорский альбом» или «Альбом Кеворкяна», содержит пятьдесят страниц, оформленных рисунками и каллиграфией. Этот впечатляющий сборник, в котором содержатся портреты королевской семьи и различных высокопоставленных лиц, а также прекрасные примеры каллиграфии известных мастеров того времени. Он предлагает заглянуть в изысканную жизнь его заказчика и познакомиться с его разнообразными интересами.
На этом богато украшенном листе представлена работа выдающегося тимуридского каллиграфа Султана Али Машхади – поэта и признанного мастера почерка насталик.
В отличие от более ранних рисунков, которые иллюстрировали текст, в этом альбоме преобладают деликатные исследования природы и индивидуальные портреты. Картина больше не подчиняется тексту, а люди на страницах этого альбома изображаются с эмоциональной чувствительностью, невиданной ранее в искусстве Моголов в Индии, а также с индивидуализированными и натуралистическими чертами лица. На портрете махараджи Бхим Кунвара, индуса и фаворита Шах-Джахана, сражавшегося рядом с ним в битвах, дворянин изображен в профиль среди цветов, которые, кажется, качаются на ветру.
Наряду с портретным искусством в Индии в XVII в. развивались и живописные исследования природы. В частности, в таком жанре работал художник Джахангир Мансур. На представленном здесь рисунке изображены индийский ушастый гриф и индийский сип. Птицы показаны в профиль, что дает возможность оценить их изящно детализированное оперение. Тонкое затенение границ перьев создает иллюзию пространства и объема. Используя изобразительные методы, такие как моделирование и перспектива, заимствованные из европейского искусства, художники, такие как Мансур, смогли придать птицам больший натурализм.
На картине «Принц Хуррам (Шах-Джахан) со своим сыном Дара-Шикухом», созданной Нанхой, изображен интимный момент между правителем и его сыном. Шах-Джахан стоит перед своим маленьким сыном, который играет с элементом тюрбана и павлиньим пером.
Хотя в тот период получили распространение новый стили и темы живописи, сохранялись и более традиционные формы книжного искусства.
Только немногие альбомы-муракка сохранились в оригинальном виде, большинство из них было расшито, а иллюстрации проданы по отдельности. То же самое касается «Альбома Шах-Джахана» – в настоящее время листы из него хранятся в музеях Метрополитен, Нью-Йорк и Галерее Фрир (Вашингтон).
Исламосфера