Индонезийский город Кудус и его мечеть аль-Акса

Название города Кудус на острове Ява в Индонезии происходит от арабского названия Иерусалима – аль-Кудс. Интересно, что в этом городе имеется и мечеть аль-Акса, пишет Абдурахман Селим Челикбилек.


Уже в ранний период ислам проник в портовые города Западной Индонезии, но ему потребовалось некоторое время, чтобы достичь внутренних островов, таких как Ява. Массовую исламизацию Явы, где сегодня проживает большая часть населения страны, можно было наблюдать только с XV века. Самый большой вклад в этот процесс внесли девять святых, которых в Индонезии называют «Вали Сонго», и которые прибыли сюда из разных регионов исламского мира, таких как Марокко, Йемен, Египет, Палестина, Иран и нынешний Узбекистан. Одним из них был Сунан Кудус.

Настоящее имя Сунана Кудуса, родившегося в Палестине в начале XVI века во влиятельной семье, было Джафар Садык Азматхан. Слово «сунан» на местном языке означает «наставник, муршид», а имя «Кудус» (Иерусалим) было дано ему в честь города, где он родился. Согласно преданиям, святой вел свой род от Хусейна (да будет доволен им Аллаха), поэтому к его имени часто добавляют титул «саид». Его отца в источниках называют Сунан Ундунг, Нугудунг, а также Усман. В Индонезию перебрался еще дед Сунана Кудуса Фадль Али Муртаза, а его внук присоединился к нему.

Вали Сонго – девять святых Индонезии.

Bir Budist tapınağı mimarisiyle inşa edilmiş Mescid el Aksa'nın girişi.

Источник: GZT

Сунан Кудус получил хорошее религиозное образование, обучаясь сначала у своего отца, а потом у другого своего деда Сунана Ампеля, еще одного представителя «Вали Сонго», изучал тафсир (комментирование Корана), хадисы и фикх (исламское право). Так как он был племянником жены Тренганы, третьего правителя султаната Демак, то с юности участвовал в государственном управлении и занимал должности в армии.

Осуществляя исламский призыв, Сунан Кудус пытался не прибегать к радикальным изменениям, которые могли бы вызвать негативную реакцию. В соответствии с методом, который использовали и другие Вали Сонго, он также не запрещал местные традиции, а изменял их так, чтобы они соответствовали принципам ислама. Например, святой посоветовал местным мусульманам забивать буйволов и другой крупный рогатый скот вместо коров, стремясь таким образом завоевать симпатию индусов, которые считают этих животных священными. Эта практика, которая до сих пор практикуется среди местных мусульман, снизила потребление говядины в Кудусе почти до нуля. Рассказывают даже, что Сунан Кудус привез корову из Индии и заботился о ней, как о домашнем любимце.

Три теории появления ислама в Индонезии.

Mescidin haziresinde Sunan Kudüs, ailesi ve Wali Sanga'dan biri kabul edilen yeğeni Sunan Muria medfûn.

Источник: GZT

Согласно другому преданию, святой в детстве заблудился в лесу, умирал от голода и был спасен коровой. Учитывая, что он родился в Палестине и провел там свои детские годы, это предание, скорее всего, было создано с целью найти подход к индуистам.

Подобный подход совместно с ораторским искусством святого способствовал тому, что местное население массово принимало ислам, а город, который был центром его деятельности, был переименован в Кудус.

Сунану Кудусу также приписывают строительство здесь мечети, получившей название аль-Акса. Из-за внушительной башни рядом с ней ее стали называть и Менара Кудус («Минарет Кудуса»). Эта башня высотой 18 м является остатками более древнего индуистского храма, который стоял на этом месте. После строительства мечети она стала выполнять роль минарета.

Малик Ибрахим – потомок самаркандских шейхов, учивший индонезийцев исламу.

undefined

Источник: Wikipedia

Так как мечеть должна была стать центром исламского призыва, Сунан Кудус уделил особое внимание тому, чтобы ее архитектура соответствовала местным традициям. В ней присутствуют и другие следы индуистско-буддийской культуры, кроме минарета. Как считают историки, входные ворота в комплекс мечети, создающие впечатление одного строения, разделенного на две части, вдохновлены ​​учением буддизма. Также находящийся здесь фонтан с восемью кранами можно трактовать как отсылку к учению о восьмеричном пути, указанному Буддой. Таким образом, Сунан Кудус стремился завоевать симпатии индуистского и буддийского общества, делая все, чтобы они чувствовали себя комфортно при посещении мечети.

Еще одной примечательной деталью храма является каменная пластина с надписью на арабском языке, установленная над михрабом. Согласно местным поверьям, она была привезена из иерусалимской аль-Аксы. На ней сообщается, что мечеть была открыта для богослужений в 956 году хиджры (1549 году), построена Джафаром Садыком, известным как Сунан Кудус, а ее название – Масджид аль-Акса.

Песантрен: традиционные исламские школы-интернаты Индонезии.

Mescitte namaz kılan cemaat.

Источник: GZT

Надпись, впервые прочитанная эпиграфическими методами в 1980 году, является важным свидетельством, поскольку показывает, что город называется Кудусом еще с тех пор, а мечеть построена Сунаном Кудусом. Используемые в ее оформлении арабески, а также надпись на здании свидетельствуют о том, что строители мечети находились под влиянием арабской архитектуры.

Когда Сунан Кудус умер во время совершения утренней молитвы в 1550 году, всего через год после постройки мечети, то Кудус уже практически отказался от индуистских и буддийских верований и принял ислам. Святой был похоронен возле аль-Аксы. Его могила и сама мечеть стали одним из самым популярных мест паломничества в Индонезии и сохраняют этот статус до сих пор.

Хотя большинство историй о Сунане Кудусе представляют собой легенды, не подкрепляемые какими-либо источниками, исламское наследие основанного им города и народная любовь ясно раскрывают его заслуги и историческое значение.

Индонезия предлагает мягкий ислам под брендом Нусантары.

Mescidin orta yerinde bulunan ve hiçbir yeri birbirine bağlamayan kapının, Budizm öğretilerinden esinlenilerek yapıldığı aktarılıyor.

Источник: GZT

Budizm’deki sekiz dilimli yol öğretisi ile paralel tasarlanan sekiz çeşmeli şadırvan.

Mihrabın üstünde yer alan ve Kudüs'ten geldiğine inanılan Arapça kitabe.

Исламосфера

Комментарии