Искусство абстрактной каллиграфии Нджа Махдауи

Хотя Нджа Махдауи часто называют «хореографом букв», он, строго говоря, на самом деле вовсе не каллиграф, и символы, которые сделали его работы узнаваемыми, на самом деле не являются буквами.


«Вероятно, лучше всего сказать, что я художник-визуалист», – с улыбкой отвечает Нджа Махдауи, когда его спрашивают, как бы он лучше всего определил себя. Он родился в Тунисе в 1937 году, учился в Риме и Париже. По окончании учебы вернулся на родину, где живет и работает до сих пор.

Nja Mahdaoui | 30 October - 7 December 2007 - Overview | Meem Gallery

Источник: Meem Gallery

Нджа Махдауи принадлежит к поколению арабских художников, которые учились за границей, но вдохновение черпали всё же в своей родной культуре. Под влиянием Хосейна Зендеруди, одного из пионеров школы саккахане в Иране, в начале 1970-х годов Махдауи начал исследовать эстетические возможности, предлагаемые арабской каллиграфией, и выработал свой собственный стиль, создавая напоминающие арабские буквы абстрактные формы, которые объединяются в ритмичные композиции. Благодаря этому он прославился как «изобретатель абстрактной каллиграфии». Художник проводит различие между мастерством переписчика, человека, обученного точному воспроизведению многовекового шрифта, и кем-то вроде него, кто «воспринимает буквы как основу, структуру, наделенную благородством, а не просто объекты, которые следует рассматривать в терминах узких определений культуры». Махдауи непреклонен в том, что создание абстракций на основе такого религиозно заряженного шрифта, как арабский, никоим образом не является кощунственным.

Nja Mahdaoui Meets Naseer Shamma

Источник: Pierre Boulez Saal

Работы Нджа Махдауи включают в себя картины, гравюры, гобелены, обложки книг и иллюстрации. Художник работает с различными материалами, включая пергамент, папирус, дерево, алюминий, латунь и лен. Он также является перформером. В 2000 году компания Gulf Air привлекла его к разработке дизайна своих самолетов. Нджа Махдауи создал и монументальные витражи для общественных зданий в ОАЭ.

Источник: About Her

Его творчество оценили даже в Саудовской Аравии. Одним из его крупнейших проектов стал дизайн мечети в ультрасовременном кампусе Научно-технологического университета имени короля Абдаллы в городе Тувал в провинции Джидда. Само здание имеет простую прямоугольную форму, над ним возвышается такой же прямоугольный, почти спартанский по своей простоте минарет. Контраст с ними создает большое окно, закрытое металлическим экраном с замысловатым дизайном, созданным по проекту Махдауи. Абстракции на основе арабских букв создают игру света и тени на полу главного зала.

Источник: UAP Company

Уважение к истокам, тем не менее, остается важным для художника и часто даже служит источником вдохновения. Традиционные тунисские предметы и материалы, такие как барабаны, шелковые ткани и ковры, присутствуют во многих его работах. «Но никогда нельзя просто воспроизводить их. Это было бы социальным и интеллектуальным самоубийством», – заявляет он.

Источник: About Her

Исламосфера

Комментарии