Искусство азана в наши дни претерпевает изменения

Молитвенный призыв, или азан, который является особенностью звукового ландшафта во многих мусульманских странах, претерпел немало изменений в современную эпоху, пишет Индлиб Фарази Сабер.


Азан появился еще во времена Посланника Аллаха (мир ему), и уже долгие века звучит с минаретов во всем исламском мире. В современную эпоху искусство призыва на молитву претерпело ряд изменений, не все из которых можно оценить как позитивные.

Сейчас азан можно услышать не только в историческом регионе распространения ислама, но и в Европе и Америке. Но в ряде стран публичное произнесение азана запрещено. Суннитский и шиитский азаны имеют небольшие различия. Последний, как правило, включают в себя слова: «Я свидетельствую, что Али – друг Аллаха».

Как произносится азан в 11 странах мира?

В условиях пандемии Ковид-19 в некоторых странах были введены изменения в слова азана. В Кувейте, например, фраза «Спешите на молитву» была заменена на «Молитесь в своих домах», чтобы удержать людей от посещений мечетей.

Египетское правительство в 2010 году начало реализацию проекта «Таухид аль-азан» или «Объединение азанов». Предполагалось, что вместо множества азанов, которые звучат в Каире, где по некоторым оценкам насчитывается 4000 официальных мечетей и 30 000 неофициальных, один муэдзин будет воспроизводить стандартизированный азан по государственному радио. Проект вызвал множество споров.

Тунисские муэдзины проходят курсы в консерватории.

Как говорит шейх Ахмад Саад, директор института Ихсан, британского центра изучения ислама, это было началом упадка искусства произнесения азана в Египте. Он рассказывает: «Раньше в каждой провинции проводились прослушивания, и кандидаты должны были пройти тесты и экзамены, чтобы убедиться, подходят ли они для этой работы [произнесения азана]».

По его словам, при воплощении в жизнь проекта объединения азанов все это исчезнет. Вместо этого в каждой из 29 провинций Египта назначается один муэдзин, который произносит призыв на молитву в одной из мечетей, а затем этот азан транслируется в прямом эфире по всей местности. Это “размывание традиции” печалит шейха Саада: «По моему мнению, мелодии азана теряются… ланшафт азана теперь кажется бесплодным».

Али Ахмад Мулла – муэдзин, 40 лет произносящий азан в Запретной мечети.

Одним из мест, где призыв к молитве все еще остается искусством, является древний город Дамаск. В мечети Омейядов шесть муэдзинов вместе читают азан, который транслируется через громкоговорители, установленные на трех минаретах. Такое групповое чтение азана известно как Аль-Джавк, и возникло оно 500 лет назад.

Как рассказывает шейх Саад, раньше существовала разница между макамами азана для каждого из намазов. Сейчас это соблюдается далеко не всегда. «Тогда не было часов, и люди занятые на работе, на своем поле, или незрячие, которые не видели, какое время суток, просто услышав азан, знали, какой это намаз», – говорит шейх.

Первые муэдзины в исламе.

Например, азан, читаемый в нахавандском макаме, названном в честь провинции Нахаванд в Иране, где он возник, меланхоличен и часто используется для послеполуденной (аср) молитвы в четверг, чтобы отметить наступление пятницы, священного дня в исламе. А классический макам баяти, описываемый как «расслабляющий с теплыми, глубокими тонами», считался больше подходящим для призыва на полуденную (зухр) молитву. Медленный и спокойный ритм макама сабах обычно слышен на рассвете, а быстрый ритм макама сегах часто ассоциируется с вечерней (магриб) молитвой, когда время может быть ограничено. «Магриб – это время, когда мусульмане разговляются (во время Рамадана и дополнительных постов вне священного месяца). Поэтому им может быть не до того, чтобы слушать долгий азан. Кроме того, в месяц Рамадан после разговения люди готовятся к дополнительным вечерним намазам таравихам. Поэтому этот азан и молитву не затягивают», – говорит имам Хафиз Али Тос из Центральной мечети Кембриджа в Англии.

По словам шейха Саада, должность муэдзина требует немалой подготовки. «Полное обучение муэдзина может занять от шести месяцев до года, все зависит от того, насколько быстро он сможет уловить тонкости макамов, насколько хорош его слух и способности», – говорит он.

Как объясняет шейх, раньше требований к муэдзинам было больше. Они должны были хорошо разбираться в таджвиде, правилах произношения и быть пунктуальными хранителями времени, способными точно определить, когда наступает очередной намаз. Кроме того, они должны были быть достаточно физически подготовленными, чтобы подниматься (и спускаться) по длинной винтовой лестнице на вершину минарета пять раз в день. «В армии тренироваться было легче», – шутит шейх Саад.

Исламосфера

Комментарии