Ислам и СМИ: от религиозных медиа к медиа-религии

Современные СМИ – это средства массовой коммуникации, пришедшие с Запада, поэтому их коды основаны на западной культуре, говорит руководитель официального канала Министерства по делам религии Турции Мустафа Чухадар.


Исламский мир познакомился с СМИ позже, чем Запад. Сначала СМИ были представлены текстом, позже появились такие аудиосредства, как телефон, радио, затем – аудиовизуальная информация, кино, телевидение, и, наконец, возникли Интернет, цифровые медиа, которые объединяют все перечисленное. Для исламского мира наибольший «стресс» вызвали радио, телевидение и кинематограф. Первоначально они во многом были встречены негативно. На это были свои причины. Подход, ориентированный чисто на прибыль, который доминировал на радио и телевидении, порождал содержание, которое не совпадало с исламскими ценностями. Достаточно вспомнить сериалы, в которых зачастую показываются аморальные отношения и нормы, свойственные Западу. Кроме того, зачастую СМИ или полностью игнорируют религиозных мусульман, или показывают их исключительно как «плохих».

Mustafa Çuhadar, Diyanet İşleri Başkanlığı Dinî Yayınlar Genel Müdürlüğünde Radyo ve Televizyon Daire Başkanı olarak görev yapıyor.

Мустафа Чухадар / Источник: gzt.com

Со временем строгое отношение к радио и телевидению смягчилось, дискуссии остались позади. Сейчас иначе и невозможно, так как мы живем в мире, окруженном медиа, практически, мы живем в медиа. Постепенно было достигнуто понимание, что СМИ являются важным инструментом для распространения ислама, и мы должны пользоваться ими.

Küresel medya kuruluşlarının sahiplik yapısı, örgütlenmesi ve ideolojileri, bu bakışı sürekli dünya geneline servis ediyor.

Источник: gzt.com

Но представление исламских ценностей, символов или концепций в СМИ беспокоит каждого мусульманина, так как мы видим массу отрицательных примеров в этом отношении. В самом начале нашего освоения СМИ решающими были такие мотивы, как правильное изображение ислама и мусульман. Но сейчас можно наблюдать, как от «религиозного средства массовой информации», т.е. структуры, которая действует на религиозной основе, происходит переход к «медиа-религии», т.е. интерпретации религии, сформированной СМИ.

Medya ile sarmalanmış bir dünyayı tecrübe ediyoruz.

Источник: gzt.com

Здесь необходимо особо упомянуть связь между исламофобией и СМИ. Если обратиться к источникам, то сообщается, что в первых радиопередачах, первых телеграммах передавались отрывки из Библии. Это можно объяснить той средой, в которой возникли СМИ. Если бы телеграф или радио были изобретены в исламском мире, то, вероятно, первым сообщением стали бы аят или хадис. Другими словами, невозможно отделить СМИ от региона их происхождения, их контекста и ценностей, и это естественная ситуация. Но когда через них представляется другая религия, то все меняется. Приведу один случай, о котором сообщали СМИ по всему миру. Мужчина-христианин средних лет, проживавший в штате Огайо, в гневе вышел из дома и поджег расположенную неподалеку мечеть. Согласно его заявлениям в суде, он не был знаком с исламом и не знал ни одного мусульманина. Причиной его поступка, опять же, по его словам, была информация телеканала FOX News, который он смотрел, и в передачах которого мусульмане определялись как террористы, а также о них постоянно говорилось как о людях, пытающихся что-то взорвать. Структура, организация и идеологии глобальных медиа-организаций способствует трансляции подобной точки зрения во всем мире. СМИ, которые придерживаются мнения, что у них есть полномочия определять ислам и мусульман, используют определенную риторику, приносящую разрушительные результаты.

“Tebliğ etme” ile “fenomen olma” arasındaki sınırı giderek aşındırdık.

Источник: gzt.com

Другой проблемой является то, что коммерческое вещание, которое возникло в результате навязывания СМИ капиталистической системы, привело к тому, что даже при изложении религиозных тем преобладают развлекательный язык и стиль. Когда, в первую очередь, ставят рекламу, а потом молитву. Сейчас мы пришли к тому, что наши культурные нормы и формы поведения определяются СМИ. Транслируемая ими идеология «потребления ради потребления» оказывает влияние не только на светских людей, но и религиозных мусульман.

Çocuklarımıza, mahremiyet olgusunu, mahremiyetin hangi sınırlarda başladığını, hangi durumlarla aşıldığını anlatmakta güçlük çekiyoruz.

Источник: gzt.com

Хотелось бы остановиться еще на одном моменте. Фейковые новости, клевета, необоснованные обвинения – все это сегодня неотъемлемая часть СМИ. Поэтому для мусульманина важно фильтровать медиа-контент. Руководством для нас может послужить аят «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном» (Худжурат, 49/6). Также важно понимать, что нормам ислама необходимо следовать как офлайн, так и онлайн. Лгать в социальных сетях, оскорблять кого-то, делиться новостями, не выяснив степень их достоверности, в Интернете так же неприемлемо, как и в реальной жизни.

Dijital ortamlardaki etkinliğimizin gün geçtikçe artıyor.

Источник: gzt.com

Исламосфера

Комментарии