Ислам на Филиппинах: озерные люди с острова Минданао
О народе моро
Моро – это коренные народы юга Филиппинских островов, исповедующие Ислам. Они приняли Ислам задолго до того, как первые христианские миссионеры достигли Малайского архипелага.
Отличительными особенностями моро являются приверженность королевской власти, храбрость, мистика и красота, которая проявляется в их элегантной музыке и танцах.
Моро является одним из 13 этнических групп, которые входят в состав коренных народов Филиппин.
Одной из трех этнических групп народа моро являются маранао (две другие группы – магинданао и сулу).
О маранао
Маранао означает «озерные люди». Помимо этого, слово маранао может быть соединением слов «малайский» и «ланао» (название острова).
Маранао обозначает как группу людей, живущих в провинциях Северный Ланао и Южный Ланао, так и язык, на котором они говорят.
Их численность составляет 1,3 миллиона человек.
Большинство маранао живут в районе, прилегающем к озеру Ланао, но многие из них переехали в Манилу, а также эмигрировали за границу.
В регионе Ланао основным источником средств к существованию является сельское хозяйство, включая производство таких культур, как рис, кукуруза, сладкий картофель, арахис, папайя, бананы, бетельные орехи. Еще одним традиционным источником средств к существованию является озерная рыбалка.
Грамотность
На Филиппинах в целом отмечается высокий уровень грамотности, что также привело к резкому росту грамотности среди маранао. Среднее образование на Филиппинах в настоящее время является бесплатным.
Многие маранао имеют высшее образование и даже ученую степень, но также много тех кто занимается традиционными профессиями – сельским хозяйством и ремеслами.
Как и большинство мусульман на Филиппинах, маранао имеют уникальное и богатое культурное наследие, но их столица – город Марави – была уничтожена в прошлом году после семимесячной осады экстремистской группой, связанной с Игил (запрещена в Российской Федерации – Исламосфера).
Маранао имеют богатое культурное наследие, с которым они охотно делятся с другими народами. Текстиль, чеканка по металлу, резьба по дереву и архитектура – все это важные выражения материальной культуры маранао.
Культурные символы
У маранао преобладает инструментальная музыка под названием кулинтанг, которая играется на уникальном инструменте, представляющим собой набор из восьми мелодичных гонгов.
Эта музыкальная традиция характера как для мусульманских, так и немусульманских сообщества по всему Минданао, а также в других островных государствах на юге.
Эпическая песня маранао, известная как «Даранген», включает в себя все богатство знаний этого народа и в 2005 году была провозглашена ЮНЕСКО одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества.
Также среди культурного наследия маранао нельзя не отметить аванг (долбленое судно), на котором рыбаки ходят по озеру Ланао.
Маранао и Ислам
История Ислама у маранао восходит приблизительно к XIV веку. В колониальный период на острове Минданао существовал султанат Магинданао, в составе которого против испанских колонистов сражались и маранао. Они боролись с испанцами не только в целях защиты родины, но и с целью защиты Ислама. Национальная идентичность филиппинских мусульман, в том числе маранао, формировалась Исламом и развивалась в ходе героической борьбы с западным колониализмом. Даже название «моро» местные народы получили от испанцев в честь мавров, завоевавших в свое время Испанию. Это говорит о том, что Ислам к моменту контактов испанцев с филиппинцами уже был неотъемлемой частью социально-культурной жизни последних. Первая мечеть в Ланао под названием «Баб ур-Рахман» (Врата Милосердного) была построена в далеком XVI веке.
Сегодня маранао является едва ли не единственным народом на Филиппинах, которых не затронуло западное влияние. Причиной этого является крепкая социальная структура этого народа, выраженная в наличии системы султаната. Кроме того, у маранао очень крепки родовые связи. Все это позволяет им надежно защищать свое культурное наследие.
Поэтому совсем неудивительно, что среди маранао сегодня распространено ношение традиционной одежды – малонга и абайи.
Влияние Ислама проявляется также в языке. Несмотря на то, что маранао не владеют арабским, являющимся языком Корана, он широко используется в их культовой практике. Кроме того, в прошлом, до перехода на латиницу, маранао пользовались арабской письменностью. Этот алфавит назывался “кирим”.
Ислам является органичным элементом идентичности и социальной жизни народов Филиппин.
Исламосфера