Ислам в Гамбии: живая традиция западноафриканского исламского духовного наследия

Гамбия является самой маленькой страной континентальной Африки. И хотя на Западе она больше известна как место для недорогого пляжного отдыха, страна имеет богатое духовное наследие, которое в значительной степени остается неизвестным как для иностранцев, так и местных жителей.


Ислам проник в Гамбию благодаря исламским ученым и суфийским шейхам через соседние Сенегал, Мавританию, Гвинею и Мали в XI веке. Этот регион всегда был плавильным котлом различных племен и этнических групп, которые, будучи разделенными в языковом и культурном отношении, всегда были объединены наследием ислама. Деятельность мусульманских ученых, а также серия войн под знаменем ислама привела к тому, что к XIX веку эта религия стала основной на территории Гамбии. В настоящее время 97% населения страны являются мусульманами. Судебная система, образование, культура испытывают огромное влияние со стороны ислама. Здесь официально разрешено многоженство.

Источник: Мустафа Бригс

Гамбия исторически была и остается убежищем для тех, кто ищет мира и покоя, как для краткосрочного духовного уединения, так и для постоянного проживания. Когда аль-Хадж Абдаллах Ниассе, знаменитый муджахид и толкователь Корана, отец всемирно известного богослова Шейха Ибрахима Ниассе, подвергся в Сенегале преследованиям со стороны французских колонизаторов, он переехал в Гамбию и поселился в небольшой деревне Кеур Самба. Он прожил там 11 лет, путешествуя по стране и обучая учеников. Сам шейх Ибрахим Ниассе, который получил звание шейхуль-ислама от университета аль-Ахзар и был избран вице-президентом Всемирной мусульманской лиги в Мекке, выучил Коран наизусть и изучал ислам вместе со своим отцом в Гамбии. Шейх Амаду Бамба, крупнейший мусульманский лидер Сенегала и основатель самого многочисленного в стране суфийского братства муридия, также посещал страну, навещая своих родственников.

Источник: Мустафа Бригс

В Гамбии побывал и Шейх Эль-Хадж Омар, являющийся культовой фигурой в Западной Африке. Этот  духовный лидер братства тиджания, почитаемый в регионе как святой, родился около 1794 года в Халваре на территории современного Сенегала. Он основал недолговечную империю Тукулёр, которая охватывала большую часть земель, на которых сейчас расположились Гвинея, Сенегал и Мали. В Гамбии Шейх Омар проводил время в халвате, или духовном уединении, чтобы подготовить себя к основанию своей будущей империи и заключительному этапу своего невероятного жизненного пути. Согласно преданиям, он провел 41 день на одном месте, с одной стороны от которого располагалась скала, с другой – баобаб. Итогом его халвата стало духовное озарение. После этого Шейх Омар вознес молитву, чтобы каждый, кто придет в это место, также обрел благодать, и его молитвы были услышаны.

Источник: Sacred Footsteps

Это знаменательное место получило статус священного, сюда стекались многочисленные паломники. Скала и баобаб стояли на открытом пространстве, пока бывший президент Гамбии не построил здесь большую мечеть. В течение многих лет он сам приходил сюда для уединения и молитв. Мечеть, получившая название Кене-Кене Яаменго, или Священные Песчаные Дюны, является красивейшей в Африке. Здание с простой, но величественной архитектурой стоит на захватывающем дух побережье с видом на огромный Атлантический океан. Скала, возле которой Шейх Омар получил озарение, сейчас находится в центре молитвенного зала, у которого отсутствует пол. Верующие совершают намаз, стоя прямо на песке и камнях. А баобаб расположился во дворе мечети. Храм постоянно заполнен местными жителями и паломниками, приезжающими даже из таких далеких мест, как Нигерия. Они прибывают сюда, чтобы искать благодать Шейха Омара в надежде, что их молитвы будут услышаны.

Источник: Мустафа Бригс

Источник: Мустафа Бригс

Исламосфера


Источник:

Mustafa Briggs ‘Between the Rock and the Baobab Tree: Spiritual Seclusion in The Gambia’

Комментарии