Тийон: исламские истоки афроамериканского головного убора
Влияние исламской культуры на некоторые народы порой оказывается неожиданным. Еще более удивительным является то, как исторические события помогают сохранить исламскую культуру на Западе. Сегодня, когда в Европе и США обсуждается и даже осуждается хиджаб, особенно, если его носят афроамериканки, то в XVIII-XIX веке рабынь буквально заставляли носить головные уборы, которые называются «тийон», сообщает ресурс Face to Face Africa.
В эпоху колониального периода, когда территория современного американского штата Луизиана еще находилась под патронажем Испании, был принят необычный закон. В 1786 году губернатор Эстебан Родригез Миро издает «Закон о тийоне».
Данный закон регулировал внешний вид рабынь африканского происхождения. Считалось, что у них слишком роскошные волосы и внешность, что не просто вызывало зависть у женщин, но и привлекало сильное внимание мужской части «белого» населения. Соответственно, главным требованием к ним было покрывание головы и ношение максимально скромной одежды.
Со временем, этот закон, вроде бы ущемлявший права креолок (потомков африканских рабов), стал модной тенденцией, негласным символом чернокожих женщин. Они сделали свой головной убор не просто атрибутом, необходимым в практических целях (защита от жары, грязи, блох), но и украшением. Женщины стали использовать яркие цвета, ленты и другие доступные им украшения, которые еще больше подчеркивали их внешность.
Закон о тийоне перестал действовать в 1800-х годах, но женщины африканского происхождения во всем мире продолжают использовать головные уборы в качестве основных предметов гардероба, отдавая дань своей культуре.
Эта культура возникла задолго до колонизации африканских стран и освоения новых территорий. В XI веке ислам проник на территорию современного государства Сенегал. К XVII веку ислам стали исповедовать купцы и высшие слои населения. После очередного переворота, новый правитель Тукулор стал бороться с язычеством в регионе, пытаясь создать мусульманское государство. Ислам все больше распространялся в Западной Африке, оказывая влияние на культуру коренных народов. В Африке ислам стал смешиваться с местными культурными традициями и свои обретать региональные особенности. Одной из таких особенностей и стало покрывание головы особым образом, не похожим на то, как это было принято у арабских женщин. По методу повязывания платка тийон сильно напоминает мусульманский тюрбан. Правда изначально в Западной Африке тийон имел другое название – «муссур». Когда же африканский хиджаб проник в Луизиану вместе с рабами-мусульманами из Сенегала, его стали называть «тийон».
Исламосфера