Исламские мотивы в работах православного художника на выставке в Казани

28 ноября в 15:00 в Музее исламской культуры в Казани открывается выставка московского художника Евгения Хайлова “Сопричастность”. Она представляет собой новый этап в творчестве известного мастера, ознаменованного влиянием смыслов Благородного Корана. Читайте о выставке и уникальном художнике в материале Исламосферы.


Евгений Хайлов – художник и архитектор, детство которого прошло в Казани. После окончания Московского архитектурного института в 1980 году, судьба забрасывала его в самые неожиданные места. Он участвовал в строительстве поселков на БАМе, его навыки проектировщика пригодились при сооружении уникальных объектов в космическом центре на Байконуре, а в издательском комплексе Машмир он работал в должности главного художника.

Отражает ли исламская архитектура Ислам?

В 2010 году началась новая страница в творческой биографии Е. Хайлова. Он вошел в группу архитекторов, работавших над проектом реконструкции и расширения комплекса зданий Московской Соборной мечети. В этой работе Хайлов специализировался на оформлении фасадов и интерьеров.

Е.М.Хайлов на фоне картины 'Кааба'

Е.М. Хайлов на фоне картины “КААБА” / Источник: Московское Татарское Свободное Слово / mtss.ru

Работа в мечети стала совершенно новым опытом для художника. Он быстро ощутил нехватку знаний в сфере исламской истории и культуры, поэтому стал посещать лекции по истории ислама и Корана в Институте стран Азии и Африки МГУ. Также Е. Хайлов посещал занятия по арабскому языку и исламской каллиграфии. В последующем это вылилось в создание прекрасных работ, навеянных исламскими темами.

Как исламская архитектура может вдохновить современную архитектуру?

Стоит отметить, что Е. Хайлов – православный христианин. Ислам для него является не вероубеждением, а скорее источником вековой мудрости и красоты. Его работы, представленные на выставке “Сопричастность” – это размышления мастера над смыслами ислама, перенесенные на холст.

Е.М.Хайлов 'Сияющий Коран. Древо познания. Прямая дорога.'

Картина «Сияющий Коран. Древо познания. Прямая дорога.» 2009 г. (Холст, авторская техника. 89×89 см.). Явно возникла в воображении. Реально существующая послана в сознание автора, которому осталось перенести этот священный образ на холст и оформить рукотворной рамой. – Здесь и далее комментарии к картинам самого автора / Источник: mtss.ru

Особенностью работ художника является то, что он свободно подходит к выбору материалов для своих работ. Его работы – это оригинальные инсталляции, в которых используются кожа, дерево, металл, ткань, рельефные сгустки масла, жемчужные вставки, инкрустированное сусальное золото и драгоценные камни. В частности, сусальное золото и драгоценные камни использованы им в его работе “Хадиджа – Мать правоверных”, которая будет представлена на выставке в Казани. Использование этих благородных материалов более чем оправдано: они призваны подчеркнуть величие и красоту этой женщины.

Турецкая архитектура в картинах художников.

Е. Хайлов обращается в своем творчестве к наиболее важным темам исламской истории и главным исламским истинам. Часть его картин посвящена основным событиям из жизни Пророка Мухаммада (САВ). Среди них “Пещера Хира”, “Битва при Бадре”, “Чудесное ночное путешествие и Вознесение Пророка”. Несколько работ художник посвятил женщинам, тем самым подчеркнув их особое положение. Кроме того, на нескольких своих картинах мастер изобразил священные города мусульман – Мекку, Медину и Иерусалим.

Е.М.Хайлов 'Начало. Первая мечеть Мухаммеда Да благословит и приветствует его Аллах'

Картина «Начало. Первая мечеть Мухаммеда Да благословит и приветствует его Аллах» 2010 г. (80×90 см., авторская техника) Композиция картины вызывает чувство затишья перед великим НАЧАЛОМ. Мечеть строилась во дворе Пророка, руками его ближайших родственников: жены Хадиджы, племянника и дяди Али. Вокруг пустынный космос. Тишина до звона в ушах. И только одна еще пустая мечеть. НАЧАЛО! / Источник: mtss.ru

Исламский этап в творчестве Е. Хайлова представляет собой огромной мир духовной красоты и мудрости, с которыми может познакомиться любой желающий, пришедший на выставку “Сопричастность”. Эта выставка – своего рода возвращение к истокам. Художник провел детство в Казани. Вспоминая те годы, Е. Хайлов говорит: «Пусть в те времена было не принято уделять внимание религии, я все же видел, как татары отмечали свои национальные праздники, я рос среди русских, татарских и еврейских детей. Мы все дружили».

Выставка “Искусство шамаиля: традиции и новации” в Казани.

Выставка “Сопричастность” будет проходить с 28 ноября 2018 года до конца января 2019 года в Музее исламской культуры, который находится в мечети Кул Шариф в Казани.

Сопричастность. Открытие выставки в Галерее шамаиля

Источник: kazan-kremlin.ru

Е.М.Хайлов 'Дорога к храму. Дорога к Аллаху. (Строительство московской Соборной мечети)'

Картина «Дорога к храму. Дорога к Аллаху. (Строительство московской Соборной мечети)» 2009 г. (80×90 см. холст, масло, авторская техника). Главным композиционным центром является святая для мусульман московская Соборная мечеть, освящающая своим намоленным светом вновь возводимую мечеть, минареты которой возвышаются над маленьким строением излучающей божественный свет старой мечети / Источник: mtss.ru

Е.М.Хайлов 'Женщинам Ислама посвящается'

Картина «Женщинам Ислама посвящается» 2010г. (100×155 см., авторская техника, инкрустация сусальным.золотом, ткани) (Сюжет картины навеян трагическим событием, произошедшим в семье художника-кузнеца Тимура Алимова. Умерла от неизлечимой болезни его молодая жена. Тимур и его сын похоронили ее по мусульманским канонам, чтобы душа ее на страшном суде была принята как правоверная. В честь почитания, уважения, памяти женщинам ислама написаны золотом цветы прикрытые хиджабом (от арабского – преграда, занавеса которая несёт в себе смысловую выразительную нагрузку) Ведь занавес в Исламе призван отметить границу между выразимым и невыразимым, материальным и духовным. В нижней части картины – вуаль черного цвета, напоминающая о неминуемом страшном суде. В центре вверху надпись «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного» / Источник: mtss.ru

Е.М.Хайлов 'Источник жизни ЗАМ-ЗАМ'

Картина «Источник жизни ЗАМ-ЗАМ» 2010 г. (80×90 см., авторская техника). (Картина посвящена легенде открытия Пророком Мухаммедом – Да благославит Его Аллах и приветствует святого источника Зам-Зам. Плодородная капля воды, посылаемая Аллахом источником из земельных недр и небес, дающая жизнь всему земному. На капле воды зеркальная надпись «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!» / Источник: mtss.ru

Е.М.Хайлов 'Великая Битва при Бадре'

Картина «Великая Битва при Бадре» / Источник: mtss.ru

Е.М.Хайлов 'Хадиджа – Мать правоверных'

Картина «Хадиджа – Мать правоверных» 2010 г. (100×126 см. Смешанная техника, инкрустация кожей, драгоценными камнями, сусальное золото) В этой картине показаны философские мотивы, связанные с жизнью, благодеянием, божественным озарением и пророческим откровением. Начиная с торговых караванов, переходя к пещерам с посланием коранических пророчеств, тяжелому но яркому пути борьбы с идолопоклонничеством и к светлому развитию ислама, символикой которого стал полумесяц / Источник: mtss.ru

Е.М.Хайлов 'Чудесное Ночное Путешествие и Вознесение Пророка Да благославит и приветствует его Аллах'

Картина «Чудесное Ночное Путешествие и Вознесение Пророка Да благославит и приветствует его Аллах» 2010 г. (80×90 см., авторская техника, инкрустация сусальное Золото). В этой картине нашло отражение истории возенесения Мухаммеда, да благославит его Всевышний Аллах и приветствует на небо, вход в райский сад и лицезрение адского огня. В центре композиции арабеск Мухаммеда, Да благославит и приветствует его Аллах / Источник: mtss.ru

Исламосфера

Комментарии