Исламские проповедники в Африке: от нигерийского Шекау до малийского имама Дико

От святых основателей суфийских братств до джихадистских проповедников, не говоря уже об исламских ученых и шарлатанах, – каждый религиозный лидер на континенте является продуктом своих предшественников, пишет сайт The Africa Report.


В то время как имам Махмуд Дико назначает и смещает президентов в Мали, в Нигерии люди следят за заявлениями Шекау, такфиристского лидера “Боко Харам” (запрещена в РФ – Исламосфера). В Сенегале имам Даме Ндиайе призывает тысячи своих сограждан протестовать против карикатур на Пророка Мухаммада (с.а.в.), а в Сахеле, где власть захватили вооруженные группировки, Амаду Куфа записывает проповеди, которые разжигают искры джихадизма в Марокко.

Мусульманская молодежь Индонезии находит новых героев среди Инстаграм-проповедников.

Все они выступают от имени ислама, но часто преследуют противоположные цели. Религия остается мощной мобилизующей силой в эпоху глобализации, ориентиром для идентичностей в период кризиса. И это один из немногих путей, в рамках которых граждане, живущие в авторитарных государствах, могут бросить вызов политическому порядку.

When the President met the Imam – with Mali's future hanging in the balance - The Mail & Guardian

Имам Махмуд Дико выступает перед своими сторонниками / Источник: mg.co.za

Харизматические фигуры

Благодаря спутниковому телевидению и интернету исламских лидеров сегодня видят и слышат миллионы людей.

В Алжире выделяются четыре фигуры, представляющие широкий спектр исламских учений, существующих сегодня в Африке. Представитель традиционного ислама Халед Бентун, шейх суфийского тариката алавия, проповедует свое послание мира и терпимости по всей Европе, одетый в костюм и галстук. Официальная версия ислама представлена достопочтенным Абу Абдессаламом, голосом маликитского мазхаба.

Имам Мухаммед Али Феркус возглавляет салафитское движение, никогда не упуская возможности выступить против политических оппонентов или феминистских активисток на своем сайте.

Новое приложение для смартфонов в Газе оценивает исламских проповедников.

Теории заговора, политическая критика и обличение Запада, глобализации и “заблудших верующих” культивируются поклонниками агрессивной словесной тактики как способ возвысить свое положение единственных носителей истины.

Шейх Умар Диагне, к примеру, выделяется тем, что бездоказательно называет разных людей масонами. Другая восходящая звезда, лидер салафитов Умар Салл выступает ярым оппонентом суфийских братств, особенно тиджании и муридов.

Pr Cheikh Oumar Diagne sur Akon City:

Шейх Умар Диагне / Источник: senego.com

Политический посредник

В Мали имаму Дико удалось сделать себе имя как политического лидера, поскольку он сыграл решающую роль в свержении президента Ибрагима Бубакара Кейты в августе 2020 г.

Для Бакари Самбе, директора Института Тимбукту в Дакаре, Дико является примером успешного лидера, который черпает свою легитимность из своих заявлений о религии, но чья направленная против истеблишмента риторика, прежде всего политическая, объединяет целый ряд групп: “Во время протестов он обращался к темам, посвященным широко распространенным разочарованиям, не привнося в них религию. Именно так ему удалось мобилизовать разнородную массу, включающую как правых, так левых, а также последователей суфийских братств и исламистов. Такого рода исламско-националистическая риторика, бросающая вызов истеблишменту, мобилизует все большее число людей в Сахеле, где барьеры, отделяющие традиционный ислам от политического ислама, начинают рушиться”.

В Нигерии на тропу войны с террористами вышли местные охотники.

Другая тенденция – растущее влияние местных деятелей, которые лучше знакомы с проблемами своих сограждан и технически подкованы. Транснациональные сети, такие как салафиты-мадхалиты и “Братья-мусульмане” (запрещены в РФ – Исламосфера), имеют довольно эффективные национальные связи, в то время как популярность региональных звезд, таких как египетский шейх Юсуф аль-Карадави, известный своей программой на канале Аль-Джазира, переживает спад. В настоящее время выступления аль-Карадави запрещены к показу на телевидении в Египте и Тунисе.

“В 1990-е годы, – говорит социальный антрополог Софи Бава, – исламские проповедники перешли от абстрактных, безличных проповедей к проповеди, которая была более сострадательной, доступной, эмоциональной и соответствовала текущим событиям и ожиданиям их аудитории. На самом деле они в значительной степени переняли опыт американских телепроповедников”.

Например, египетский проповедник Амр Халед из университета Аль-Азхар, может быть описан как “мусульманский телепроповедник”, поскольку его стиль и энтузиазм, вплоть до его одежды, пародируют стиль известных американских пасторов.

Привлечение подписчиков на Facebook

Современная эпоха открыла новый вид харизмы, более темный и коварный, тайно процветающий в социальных сетях и поддерживающий себя, ориентируясь на людей из самых низких социальных слоев.

Создавая шумиху в СМИ, размещая экстремистский видеоконтент и конвертируя подписчиков через Facebook, WhatsApp и Telegram, вербовщики ИГИЛ (запрещена в РФ – Исламосфера) сумели привлечь тысячи молодых североафриканцев к джихадистской борьбе в Сирии.

Все ученые, с которыми мы говорили, сходятся во мнении, что экстремистская риторика находит все большую аудиторию в связи с распадом традиционных практик, которые, с одной стороны, уже не знают, как удовлетворить потребности молодого, глобализированного поколения, а с другой стороны, отказываются от них, когда люди эмигрируют.

В Сенегале открылась самая большая мечеть Западной Африки.

Конечно, есть и исключения. “Братство Муриде приспособилось к волне миграции в 1970-х годах, отправив проповедников в диаспоры. В свою очередь, эти шейхи, поддерживающие связи с населением диаспоры, приобрели мирской опыт, открыв братство современносу миру. В Буркина-Фасо и Мали братства были гораздо менее приспособлены к борьбе с джихадистской пропагандой”, – говорит Бава.

По словам знаменитого шейха Бентуна, обязательными чертами харизматического духовного лидера являются присутствие, внимательность и способность служить: “Взрослые продолжают уважать шейхов, но что касается молодого поколения, мы пытаемся понять их и говорить с ними на их языке и донести до них, что наша традиция является маяком для настоящего и будущего. Люди приходят ко мне в поисках направления и надежды в эти неопределенные времена. Когда существует вакуум духовного лидерства, это может выявить худшее в людях”.

muslims africa

Последователи сенегальского братства муриде в мечети Массаликул Джинан в Дакаре (Сенегал) / Источник: AP

Исламосфера

Комментарии