Исламский принцип “ульфат”: жить с людьми и в мире с ними
Один из принципов ислама заключается в том, чтобы жить в обществе, поддерживать друг друга, сохранять социальную гармонию, единство и сплоченность. Это обозначается термином «ульфат», пишет Мустафа Чагрыджи в İslam Ansiklopedisi.
В Коране однокоренные со словом «ульфат» понятия встречаются два раза. В 103-м аяте суры «Аль Имран» содержится призыв: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не распадайтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями». 63-й аят суры «Аль-Анфаль» о Пророке (мир ему) гласит: «Он сплотил их сердца». Также в многочисленных хадисах говорится о необходимости жить в обществе и в мире друг с другом. Пророк (мир ему) определял верующего как человека, который поддерживает хорошие отношения с другими. В другом хадисе сообщается, что те люди, которые живут вместе с людьми и помогают решить им их проблемы, получают большую награду у Аллаха чем те, кто не утруждает себя заботами других. Сам Посланник Аллаха (мир ему) всегда отвечал на приглашения, дарил подарки другим, не избегал бедняков, обменивался рукопожатиями с людьми. Он навещал заболевших, прощал тех, кто просил об этом.
Мусульманка доказала, что один человек может изменить многое.
Мусульманские ученые также говорили о том, что мусульмане должны жить, поддерживая социальные взаимодействия с другими людьми и в гармонии с ними, не отделяясь от общества. Абу Бакр ар-Рази в «Расаиль фальсафия» призывал поддерживать отношения с другими, дружить с ними. Он писал, что большая часть хороших вещей в этой жизни возникает благодаря дружеским связям между людьми и их помощи друг другу. Аль-Фараби в «Аль-мадинат аль-фадила» строил свою социальную философию на мысли о том, что человек может обрести свои знания и умения только живя в обществе, получая от людей помощь и помогая другим. Ибн Мискавейх в «Тахзиб аль-ахляк» писал, что ряд религиозных практик в исламе выполняется коллективно для того, чтобы распространять любовь, добро и счастье среди людей.
Большое внимание общественной морали уделял мусульманский ученый аль-Маварди (974-1058). В «Адаб ад-дунья ва ад-дин» он подробно рассматривает эту тему и заявляет, что это одно из главных условий достижения мира и счастья. “Ульфат” создает эмоциональные связи между людьми и сплачивает их. Они по своей природе склонны к притеснению других. И если бы, живя вместе, они не привязывались друг к другу, то вражда и ненависть были бы неотъемлемой частью жизни.
Мусульманин из Кыргызстана потерял паспорт и бумажник, но нашел друзей в Индии.
15-й раздел «Воскрешения наук о вере» Имама Газали называется «Ульфат, братство, сухба и культура взаимоотношений с людьми из разных слоев». Согласно этому ученому, ульфат является результатом благого нрава, а отделение от людей – плодом дурного характера. Имам Газали исследует социальные, психологические и моральные причины, побуждающие людей жить в обществе, а также влияние гармонии характеров на любовь и ульфат. Он проводит анализ понятия любви и пишет, что истинная любовь должна быть для Аллаха и исходить от Него.
Шейх Абдуррахман ас-Сумейт: человек как целая умма.
Вместе с этим, и Газали, и другие ученые, настаивая на необходимости жизни в обществе, заявляли, что если среда несет вред религии или морали человека, ее следует покинуть.
Исламосфера
Мустафа Чагрыджи (род. 1950) – известный турецкий богослов, профессор. В 2003-2011 гг. занимал пост муфтия Стамбула, преподавал в Университет Мармара (Стамбул). В данное время работает в Центре изучения Корана Университета 29 мая. Специалист по исламской философии и этике (ахляк).