Исламский ученый при дворе византийского императора

Уже в ранний период исламской истории мусульмане начали налаживать отношения с Византией. Еще в 628 году Пророк (мир ему) направил к императору Ираклию Дихью ибн Халифу с письмом, призывающим его к исламу, пишет Юсуф Сами Камадан.


Отношения, начавшиеся в столь ранний период, несомненно, не ограничивались этим, и продолжались и в более поздние эпохи, иногда посредством войн, а иногда посредством дипломатии. Они поддерживались и в период Буидов, мусульманской династии, правившей на землях Ирака и Ирана в XXI веках.

Когда военачальник Варда Склир, восставший против императора Василия II, потерпел поражение, то укрылся у Буидов. Тогда к ним были отправлены византийские послы с просьбой о выдаче мятежника. Хотя они были хорошо приняты во дворце Буидов, им не был дан положительный ответ. Адуд ад-Даула, правитель того периода, решил отправить своего посла для передачи ответного послания, и выбрал для этого Абу Бакра Мухаммада ибн ат-Тайиба аль-Бакиллани (950-1013) – известного мусульманского теолога, внесшего свой вклад в формирование ашаритского догматического богословия (калам).

Этот выбор был не случайным. Аль-Бакиллани, прославившийся как мастер дебатов, был тесно связан с правящей семьей. Адуд ад-Даула назначил его наставником своего сына Симнан ад-Даула, а аль-Бакиллани, в свою очередь, посвятил ему свой знаменитый богословский труд «ат-Тамхид».

Ученый, возглавлявший посольскую делегацию Буидов, включил в свое досье не только вопрос Варды Склира, но и многие другие, такие как обмен пленными с византийцами.

Bâkıllânî’nin

Образцы страниц из копии работы аль-Бакиллани под названием «Иджазу ль-Куран» из коллекции Дамада Ибрагима-паши библиотеки Сулеймание / Источник: GZT

Почему для этой миссии был выбран богослов? Можно предположить, Адуд ад-Даула не хотел ограничиться дипломатическим визитом. Как заявил известный хадисовед Ибн Асакир в своей работе под названием «Табйин казиби аль-муфтари»: «Причина, по которой он выбрал его для этой задачи, заключалась в возвышении достоинства и престижа ислама над христианством».

Хотя не сохранилось письмо, которое Адуд ад-Даула написал Василию II, и мы не знаем его деталей, можно предположить, что оно содержало некоторые подробности о личности аль-Бакиллани. Когда ученый предстал перед византийским императором, тот заявил ему: «В своем письме ваш султан описывает вас как «переводчика мусульман и лучшего в диспутах». Нам хотелось бы узнать это лично и услышать от вас, так ли это».

Подробности этого путешествия, подтвержденные многими историческими источниками, приводит известный маликитский правовед Кади Ийяд. В его «Тартиб аль-мадарик» обсуждается эта тема, в том числе дебаты, которые аль-Бакиллани вел в Константинополе. Последний сам посвятил этой теме ряд работ. Как сообщается в упоминаемом труде, он написал два произведения под названием «Аль-Масаиль аль-Кустантиниййа» и «Фи анна ар-Рум ляйса би шай», но ни одно из них не сохранилось до наших дней.

После долгого путешествия мусульманская делегация прибыла в Константинополь, и о ней было доложено византийскому императору. Посланный их встречать дворцовый чиновник велел членам делегации снять тюрбаны и обувь, но аль-Бакиллани отказался: «Если вы не будете возражать, я предстану на аудиенции в своем нынешнем виде и облачении. Если же возражения будут, то прочитайте письмо, которое я привез, напишите ответ, мы возьмем его и вернемся».

 Bâkıllânî’nin

Образцы страниц из копии произведения аль-Бакиллани под названием «Ат-Тамхид» из коллекции Айя-София библиотеки Сулеймание / Источник: GZT

Когда об этой ситуации доложили императору, она возбудила его любопытство, и он через своего переводчика захотел узнать причину поведения аль-Бакиллани. В своем ответе тот заявил, что является одним из мусульманских ученых, и считает подобную просьбу унижением. В результате ему было позволено явиться во дворец в том виде, в каком он желал. Его привели к императору, а после первых бесед направили к месту его отдыха. Василий II пригласил его принять участие в дебатах, и ученый согласился.

Когда аль-Бакиллани был приглашен на обед во дворце, то сначала отказался. Чиновник заявил ему на это, что обязанностью послов является посещать пиры. Богослов ответил: «Я один из мусульманских ученых, а не военный посол или кто-то еще, не знающий обязанностей, которые налагает такая должность. Император также знает, что ученые не осмеливаются на подобное. Меня беспокоит наличие на столе свинины и подобных ей продуктов, которые Всевышний Аллах запретил Своему Пророку и всем мусульманам».

Ответ императора заключался в том, что условия, заявленные аль-Бакиллани, будут соблюдены, и на столе не будет ничего запретного для мусульман. Ученый принял приглашение только после этого, но все же принял меры предосторожности. Он писал: «Я встал и сел за стол, готовый к любому повороту событий. Я потянулся за едой, но ничего не съел. Хотя на столе не было ничего, вызывающее неприятие, я все равно не смог ничего съесть».

İbn Asâkir'in

Образцы страниц из копии произведения Ибн Асакира под названием «Табйин казиби аль-муфтари» из коллекции Каруллы Эфенди библиотеки Сулеймание / Источник: GZT

Вероятно, Василию II было любопытно, как поведет себя аль-Бакиллани, будучи своеобразной личностью, во время дебатов, поэтому он приказал устроить их как можно скорее.

Ученый и в исламском мире был широко известен своими многочисленными диспутами, которые он проводил с представителями самых разных учений – от суннитов до шиитов, от ученых-мутазилитов до астрологов. Поэтому подобное мероприятие было для него лучшим способом проявить себя.

Первый из заданных ему вопросов касался одного из чудес Пророка (мир ему), когда по его слову раскололась луна. И задал его сам император: «Почему византийцы и другие народы не видели события, которое видели вы?» Аль-Бакиллани ответил на этот вопрос, указав на стол возле императора. Т.е. можно ли было отрицать существование этого стола, если ты его видел, а другие нет?

Дебаты проходили четыре раза, и во всех аль-Бакиллани победил своих оппонентов. Таким образом, помимо стороны вопроса, связанной с догматическим богословием (калам), он является для нас примером того, как должен вести себя мусульманский ученый, чтобы сохранить свое достоинство.

Исламосфера

Комментарии