Исламское искусство и Аллах
Исламское искусство ищет путь от относительной красоты к абсолютной красоте, пишет Ахмет Арваси.
В своей книге «Наша диалектика и эстетика» Ахмет Арваси, турецкий писатель и философ курдского происхождения, делится своими взглядами на исламскую диалектику и эстетику. Предлагаем вам познакомиться с некоторыми из его размышлений о красоте, изложенными в главе этой книге «Исламское искусство и Аллах».
В исламе красота сама по себе ценностью. Хотя красота несет относительное значение для человека, она представляет собой проявление атрибутов Абсолютной Красоты, т.е. Аллаха, – Джамиль (Красивый) и Джамаль (Красота).
Пророк (САВ) сказал: «Аллах красив и любит красоту». Мусульманский художник, который понимает эту заповедь Пророка (САВ), знает, что когда он ищет красоту, то ищет Аллаха. По этой причине он избегает привязанности и поклонения относительным и бренным формам, он предпочитает абстрактные (муджаррад) инструменты, которые приводят его к Абсолютной Красоте, его усилия обращены не на исчезновение формы, а на то, что связано с божественным миром.
Духовная миссия исламского искусства.
Аллах сотворил человека, способным и на добро, и на зло. Человек либо следует своим низким желаниям и выбирает низменное, либо в соответствии с целью своего сотворения предпочитает божественное. Это в полной мере касается и художника.
Согласно исламу, Аллах Сам является величайшим художником и проявляет Себя через атрибут Джамаль (Красота). С этой точки зрения Вселенная – это океан красоты, в то время как человек, будучи сотворенным «наипрекраснейшим образом», подобен звезде, которая сияет над этим океаном. Те, кто смотрят на Вселенную и человека глазами художника, найдут в них потрясающие эстетические послания. Но мусульманский художник не обманывается образами (формами) этих посланий; он пытается найти Абсолютную Красоту, которая скрывается за всем этим.
Всемогущий Аллах, как величайший художник, в Священном Коране говорит: «Благословен Аллах, наилучший из создателей!» (Аль-Муминун, 23/14). Таким образом, мы понимаем, что Всевышний, помещая бесчисленные послания о красоте во все эти временные образы и формы, на самом деле пытается привлечь человека-художника, которого Он создал на земле как своего наместника, Своим атрибутом Красоты. Так Он указывает пути, которые ведут от относительной красоты (красоты сотворенного) к Абсолютной Красоте.
Индийский каллиграф возрождает исламское искусство в стране.
Аллах не любит уродство. Он украшает все, что создает. Даже земля, которая является самым низшим из творений, может превратиться в человека, созданного «наипрекраснейшим образом» в руках Самого Возвышенного из художников. В нашей Священной Книге говорится: «Он — Тот, кто знает сокровенное и явное, великий, милосердный, который сделал прекрасным все сущее, что сотворил, и сотворил в первый раз человека из глины» (Ас-Сажда, 32/6-7).
Таким образом, человек может в самом себе наблюдать тайну творения и его эстетику. Ведь он сам является самым прекрасным примером того, как грязь можно превратить в «наилучшее из творений». Если он намеревается быть художником, его усилия не должны выражать ничего иного, кроме восхищения Аллахом, самым Великим и Возвышенным из художников.
Таким и является исламский художник. Он не соревнуется с Аллахом, он посвящает свое искусство любви, пониманию и прославлению Его, ищет путь от относительной красоты к Абсолютной Красоте. Это отличает его от греческих и римских художников, которые поклонялись своим творениям. В отличие от них, мусульманский художник обращается только к Аллаху и поклоняется только Ему.
“Премия Джамиль”: исламское искусство всегда в тренде.
Исламосфера