Истоки символизма исламского искусства
От Тадж-Махала до лучших образцов шелковых персидских ковров – история исламского искусства охватывает более тысячи лет и широкий спектр жанров и форм, пишет сайт In Valuable.
Понятие «исламское искусство» относится не только к религиозному искусству. Оно определяет все виды искусств, существовавшие в исламском мире, в таких регионах, как Иран, Египет, Индия, Марокко, Испания, Сирия, Турция. На эволюцию этого искусства значительное влияние оказали войны, вторжения, контакты с новыми культурами. Это искусство охватывает широкий спектр форм, включая картины, настенные гобелены, плитку, витражи, керамику, ковры, металлические конструкции, деревянный декор и многое другое.
В отличие от христианских или еврейских деятелей искусства, исламские художники склонны придерживаться концепции аниконизма, то есть веры в то, что создание живых существ, как и людей, следовательно, и их изображений, является прерогативой Всевышнего. Исламский аниконизм частично находится под влиянием запрета поклонения идолам или изображениям вместо Создателя.
Таким образом, место человеческих или животных фигур в традиционном исламском искусстве (кроме светского) занимают художественные узоры и разные мотивы. Выделяют три основных вида изображений: цветочные мотивы, геометрические узоры и каллиграфия.
Духовная миссия исламского искусства.
Цветочные узоры и «арабески»
Цветочные мотивы, встречающиеся на керамике, коврах, плитках и других изделиях, избегают акцента на концепциях реализма, таких как рост или жизнь. При этом некоторые виды цветов или растений могут иметь метафорическое значение – кипарис, например, часто символизирует смирение перед Всевышним.
К этой же категории можно отнести арабески – ритмичное переплетение цветочных узоров. Они широко использовались в качестве украшений разных изделий, зданий, образуя сложные спиралевидные узоры.
Животные и растительные узоры в исламском искусстве.
Арабская каллиграфия
Из всех видов исламского искусства, каллиграфия, пожалуй, имела самую прямую связь с Кораном. Как правило, все каллиграфические надписи, которыми украшали разные изделия из керамики, металла, здания, особенно культовые, представляют собой аяты Корана или восхваления Аллаха. Это привело к тому, что сама арабская графика воспринималась как нечто священное. Каллиграфия позволяла мусульманским художникам прославлять Всевышнего, не изображая Его живым существом.
Каллиграф Фарид аль-Али: Исламское искусство – это способ лучше понять религию.
Исламское геометрическое искусство
И последнее, но не меньшее значение имеют геометрические элементы. Комбинации квадратов и кругов образуют замысловатые узоры на различных изделиях из металла, бумаги, дерева, стекла и керамики в разных видах искусства – керамике, ковроткачестве, ювелирном деле. Они часто совмещаются с цветочными мотивами и каллиграфией, дополняя их или образуя основу для них.
Использование геометрических узоров, включающих звезды и ромбы, восходит к IX веку. В XIII веке появились звезды с 6 и 13 лучами. Позже, в XVI веке, художники разработали все более сложные узоры с изображением 14 – и 16-конечных звезд.
Геометрические узоры были так популярны, потому что они очень подходили к принципу аниконизма. В то же время эти непрерывные, петляющие и скручивающиеся формы служили символом бесконечности творения Аллаха и отражали концепцию божественного единства.
Математическая красота исламской геометрии.
Исламосфера