История миниатюрных Коранов и причины их изготовления

С ранних веков ислама стали создаваться миниатюрные копии Корана размером всего в несколько сантиметров. Но широкое распространение они получили начиная с конца XIX века.


Производство миниатюрных Коранов в рукописной форме имеет давнюю традицию. В 2012 году англоязычная индийская ежедневная газета The Hindu со ссылкой на музей Салар Джанг рассказала о самой древней версии такого мусхафа (копии Корана) размером 3×2 см, написанного куфическим почерком и относящегося к IX веку.

Миниатюрный Коран из Кералы (Индия) / Источник: en.wikipedia.org

Однако популярность миниатюрных Коранов связана с появлением фотолитографии в конце XIX века. В 1896 г. в руинах дворца в Занзибаре был найден восьмиугольный мусхаф, изданный в 1872 г. в Индии или Ираке. Его размер составляет 5х6 см, толщина 4 см. Вероятно, он помещался в серебряный или золотой футляр и носился как амулет. С другой стороны, в прошлом знаменосцы (санджакдар) также прикрепляли такие Кораны в качестве талисмана к военным знаменам, поэтому их иногда называют «санджаком» (флаг, знамя).

Octagonal lithographed Miniature Koran published in 1872

Источник: omanisilver.com

Другими ранними изданиями миниатюрных Коранов стали экземпляры, изготовленные в Дели в 1892 году и в Стамбуле около 1899 года. В начале XX века широкое распространение получил мини-мусхаф, напечатанный в 1900 году в Глазго Дэвидом Брайсом (1845-1923) – одним из самых успешных и плодовитых создателей миниатюрных книг в мире. Это был крошечный Коран в металлическом футляре с увеличительным стеклом на крышке. Великобритания снабжала ими мусульманских солдат, сражавшихся на ее стороне в Первой мировой войне. Лоуренс Аравийский в своих мемуарах «Семь столпов мудрости» сообщает о том, что подобное издание было и у Ауда Абу Тайи (1874-1924) – шейха одного из родов бедуинского племени Ховейтат, сыгравшего видную роль в арабском восстании против Османской империи. Лоуренс пишет: «Позже [Ауда] сказал мне по секрету, что купил миниатюрный Коран за сто двадцать фунтов тринадцать лет назад и с тех пор не был ранен … Книга была одной из маленьких репродукций, изданных в Глазго, и стоила в Англии восемнадцать пенсов, но арабы слишком боялись смертоносного Ауды, чтобы смеяться над его суеверием… или объяснять ему, какой дорогой была его покупка».

Miniature Qur'an with metal locket it was kept in

Мини-мусхаф, напечатанный в 1900 году в Глазго Дэвидом Брайсом / Источник: web.archive.org

Миниатюрные Кораны в конце XIX – начале XX в. печатались в Османской империи и в Египте. Их размеры достигли 2х1,5 см. Они могли быть не только прямоугольной, но и шести- или восьмиугольной формы. Такие книги могли помещаться в металлические футляры – иногда простые железные, а иногда и сделанные из золота или серебра и богато украшенные драгоценными или полудрагоценными камнями. В других случаях подобные мусхафы снабжались обложками из кожи, которые также красиво украшали. К ним могло прилагаться увеличительное стекло.

Мини-Коран из Египта в позолоченной кожаной обложке, изготовленный более 100 лет назад / Источник: en.wikipedia.org

Известны шиитские версии мини-Коранов с персидским текстом. Например, на фото этом фото представлен такой старинный мусхаф размером 2 х 1,5 х 1см. На его обложке нарисованы изображения Али, Хасана и Хусейна (да будет доволен ими Аллах).

Источник: en.wikipedia.org

В настоящее время миниатюрные Кораны издаются в Китае, ОАЭ, Иране и других странах мусульманского мира, получив самое широкое распространение. Как правило, их используют в качестве талисманов.

This Miniature Quran Bears Witness to an Immense History - Atlas Obscura

Источник: atlasobscura.com

Некоторые мусульманские богословы заявляют, что мусхафы предназначены для того, чтобы их читать. Поэтому делать их такими маленькими, что разобрать текст невозможно, неправильно. Также среди религиозных ученых существуют разногласия по поводу использования миниатюрных Коранов в качестве талисмана. Помимо всего прочего, они говорят, что, если носить такие Кораны на шее или держать в сумке или в бардачке автомобиля среди прочих вещей, это не согласуется с этикетом (адаб) обращения с нашей Священной Книгой. Но в любом случае, это не является многобожием (ширк), так как Коран – это речь Аллаха, поэтому те, кто используют его для защиты, фактически, ищут убежище у Всевышнего.

Исламосфера

Комментарии