История современного арабского искусства в кошачьих лицах

Кошки издавна присутствовали в изобразительном искусстве исламского мира. Не стал исключением и современный период, пишет Надин Нур ад-Дин.


В доисламскую эпоху арабы не испытывали симпатий к кошкам. Они часто присутствовали в фольклоре как символ зла. Например, считалось, что гули, злые джинны пустыни, принимали вид кошек, чтобы пугать верблюдов. Такое отношение в корне изменилось с приходом ислама, так как Пророк Мухаммад (мир ему) очень любил этих животных. В результате кошек стали привечать даже в мечетях, а их мурлыканье сравнивали с суфийским зикром (поминанием). Их изображения в изобилии встречаются в рукописях во всем исламском мире. Эта традиция нашла свое продолжение и в современной живописи.

Мышь, спасающая кошку

«Калила ва Димна», арабская рукопись XIV в. Источник: Бодлианская библиотека (Оксфорд)

Эта миниатюра представляет собой иллюстрацию к притче о мыши, которая предложила кошке освободить ее из ловушки, если она поможет ей спастись от совы и ласки. Всех четырех персонажей мы видим на рисунке.

Стражи ночи

Самир Рафи, «Стражи ночи» (1944) / Источник: raseef22.net

В этой работе три зловещих кошки сидят, взгромоздившись на высокую городскую крышу. Когти выпущены, и вы почти слышите, как они шипят. Компанию им составляет не менее грозный голубь, пристально смотрящий на зрителей.

Самир Рафи (1926-2004) – ведущий египетский художник-сюрреалист.

Белый кот

Махмуд Саид, «Белый кот» (1948) / Источник: Художественный фонд Барджила

На александрийской набережной Корниш сидит изящная белая кошка, а вокруг нее кипит шумная повседневная жизнь. Ее окраска перекликается с одеянием рыбаков и парусами, а осанка и навостренные уши напоминают царственных животных с древнеегипетских изображений. Вся композиция привязана к этому яркому животному, а женщины в вуалях смотря на нас ее глазами.

Такие художники как Махмуд Саид и Самир Рафи изображали кошек с явными древнеегипетскими чертами среди современной городской толпы.

Махмуд Саид (1897-1964) происходил из влиятельной семьи, его отец был премьер-министром Египта, а королева Египта Фарида Фарук приходилась ему племянницей.

Пристально смотрящие кошки

Хамед Эвайс, «Сидящая женщина» (1953 год) / Источник: raseef22.net

Хамед Эвайс, «Девушка с кошкой» (без даты) / Источник: raseef22.net

На обеих картинах представлены кошки в домашней обстановке, в красивом интерьере. Они напоминают работы импрессионистов с изображением этих животных. Любопытная особенность обеих работ заключается в том, что хотя одна из девушек сидит с отсутствующим взглядом, а другая с любовью смотрит на любимицу в своих руках, обе кошки устремили взгляд прямо перед собой на зрителя, что создает жутковатое впечатление.

Мохаммед Хамед Эвайс (1919-2011) – один из ведущих египетских художников, работавших в жанре социального реализма.

Мистическое животное

Абдель Хади Эль Газзар, «Предсказатель судьбы» (1953 год) / Источник: raseef22.net

Абдель Хади Эль Газзар, «Человек с кошкой» (1956) / Источник: raseef22.net

На одной картине маленькая черная кошка прячется в тени сидящего на кресле предсказателя. Другая работа представляет собой портрет известного искусствоведа Эме Азара с котом. Мрачные персонажи со стилизованными и гипертрофированными чертами лица, выполненные в глубоких землистых тонах, и пристально смотрящие на зрителя кошки создают мистическое впечатление.

Абдель Хади Эль Газзар (1925-1966) считается одним из самых выдающихся египетских художников.

Домашняя обстановка

Инджи Эффлатун, «Расслабление» («Аль-Истирха»), около 1950-х годов / Источник: raseef22.net

Милый рыжий котенок спит, свернувшись калачиком в объятиях своего хозяина, который лежит в постели, скрестив ноги, и читает газету. Яркие краски акварели добавляют выразительности этой интимной домашней сцене отдыха.

Инджи Эффлатун (1924-1989) – выдающаяся египетская художница, феминистка и политическая активистка.

Женщина и кошка

Фатех Мударрес, «Дама с черной кошкой» (1962) / Источник: raseef22.net

Угрюмая женщина напряженно смотрит вперед, сидя с большим черным котом в руках. Ярко-красные глаза животного перекликаются с абстрактным фоном. Картина является типичным образцом своеобразного творческого стиля Мударреса.

Фатех Мударрес (1922-1999) – сирийский художник, считающийся ведущим художником современного и сюрреалистического жанра у себя на родине.

Египетский кот

Маргерит Нахла, «Египетский кот» (1965) / Источник: raseef22.net

Эта египетская кошка, окрашенная в глубокий черный цвет и с пустым взглядом серых глаз на синем фоне напоминает своих предшественниц из древнеегипетского искусства.

Маргерит Нахла (1908-1977) – египетская художница, считающаяся одним из пионеров египетского модернистского движения.

Мужчина и кошка

Хамед Нада, «Предсказатель и кот» (1989) / Источник: Художественный фонд Барджила.

В просторной комнате на стуле свернулся калачиком белый кот, глядящий вверх краем глаза. Его хозяин сидит позади них на полу, глядя в землю. Эта картина выполнена сюрреалистичным визуальным языком, типичным для работ Хамеда Нады.

Хамед Нада (1924-1990) – один из первых современных египетских художников.

Исламосфера

Комментарии