«Их нравы»: колотушка для женщин, шутки турецких профессоров про Маркса и средневековая иллюминация

Казанский исследователь Булат Ногманов, долгое время проживший в Турции, делится с читателями «Реального времени» своими наблюдениями о том, как культура древней Османской империи проникла в быт кемалистской страны. В первой части автор расскажет, как по звуку стука ручки определяли, кто пришел, зачем делали чаши по углам мечетей и когда можно было радоваться должнику.


Забытые традиции Османской империи

Российский обыватель всегда питал неподдельную страсть ко всему, что связано с культурой Востока и традициями восточных стран. Записки путешественников, сказки, предания и обычаи, книги, фотографии и киноленты, описывающие красоту и притягательность завораживающего Востока, вызывали широкий интерес среди народных масс.

Не секрет, что Османская империя, проходя этапы расцвета, распространения влияния и упадка, оставила глубокий отпечаток на культурной карте Ближнего Востока, Средней Азии, Балкан, Европы, Юго-Восточной Азии и т.д. И отпечаток этот большей частью имеет исламский оттенок и приятное религиозное послевкусие.

В этой статье вниманию читателя будет представлен ряд забытых, но раскрывающих характер народа с необычайной стороны традиций и обычаев османов. Мы совершим попытку погружения в атмосферу двухсотлетней давности и сравним с тем, что мы имеем на сегодняшний день. Однако необходимо сделать оговорку, что речь большей частью пойдет о традициях и обычаях городской культуры.

Булат Ногманов: «Меткое выражение Карла Маркса религия — это опиум для народа— профессора турецких университетов часто любят продолжать словами «не отнимайте его у него». Фото vk.com

Исламский фактор

Меткое выражение Карла Маркса религия — это опиум для народа, профессора турецких университетов часто любят продолжать словами «не отнимайте его у него». Несомненно, ислам сыграл основополагающую и определяющую роль в становлении и развитии материальной и духовной культуры османов. Это влияние было выражено довольно ярко не только в искусстве, архитектуре и живописи, но и в государственном устройстве, и в выстраивании социоально-бытовых взаимоотношений. Здесь и самоопределение народа по религиозному принципу, а не по национальному, и всеохватность религиозного фактора практически всех сфер жизнедеятельности.

Тема врат и дверей довольно широко распространена в Исламе, даже Пророк Мухаммад (с.г.в.) однажды сказал: «Я — город знаний, а Али его врата». Несомненно, тема дверей, пронизанная исламским символизмом, нашла свое отражение, как в духовной, так и в материальной культуре османов. Двери домов в Османской империи были украшены двумя колотушками, одна увесистая и издающая тяжелый гулкий звук, а вторая легкая и ажурная, которая издавала довольно тонкий звук. Когда приходили гости, если слышался тонкий и легкий звук ажурной колотушки, те, кто были в доме, понимали, что в гости пришла женщина и ей могла открыть дверь тоже женщина, не заботясь о покрытии головы. А если слышался гулкий звук тяжелой колотушки, то дверь обычно открывал мужчина, а если его не было дома, то женщина, предварительно покрыв голову платком. Существуют предания о том, что двери были украшены надписью «Йа, Феттах!» (О, Открывающий). Согласитесь, что, по сравнению с нынешними надписями «на себя» и «от себя», данная надпись настраивает входящего совсем на другой лад.

Садака ташлары. Фото haberciniz.biz

Особо стоит отметить османскую традицию ставить рядом с внешними углами мечетей и усыпальниц каменные чаши для милостыни (садака ташлары). Особенностью этих чаш было то, что они были открытыми и высота их варьировалась от 1,5 до 2 метров. Те, кто нуждался в деньгах, мог взять оттуда, сколько ему необходимо, это избавляло малоимущих от занятий попрошайничеством, а состоятельных людей — от демонстрации своей благодетельности. В то время милостыня (садака), была дорогой с двусторонним движением, а сегодня, видя ящики с узким отверстием для денег, стоящие в современных мечетях, понимаешь, что где-то мы свернули не туда и дорога стала односторонней.

Существует целый ряд традиций и обычаев, связанных с месяцем Рамадан. Их мы постараемся показать в одном блоке. Рамадан — месяц поста, когда каждый особо старается снискать довольство Всемогущего Аллаха и преуспеть в добрых делах. Так, например, в этот месяц, состоятельные люди приходили в продуктовые и иные лавки, просили хозяина показать долговые книги и деньгами закрывали долги населения. Должники даже не знали имен своих благодетелей. В час разговения двери абсолютно всех домов были открыты для любого путника, и подчас хозяин дома даже не знал человека, который совершает с ним ифтар за одним столом. Обычай махйа – украшение сурами из Корана или же другими надписями типа «Добро пожаловать, Рамадан», выложенными горящими свечами на веревках и вытянутых между двумя минаретами мечети, существует до сих пор. Правда сегодня свечи заменены на электрические или светодиодные лампочки. Тогда это был очень трудоемкий процесс, и мастера работали не покладая рук весь день, чтобы успеть выложить надпись и зажечь свечи, которые горели около двух часов, ко времени разговения.

Булат Ногманов / Реальное Время 

Комментарии