Кадии – судьи исламского мира

Первым судьей или кадием в истории ислама был Посланник Аллаха (мир ему).


Кадий – это должностное лицо, назначенное компетентным органом для разрешения в соответствии с положениями шариата споров и конфликтов, возникающих между людьми. Другими словами, это шариатский судья. Главный кадий страны именовался кади аль-кудат или кади аль-джамаа. Судьи могли и сами, в свою очередь, наделять кого-то полномочиями вершить суд. Лица, назначаемые ими, именовались халифа, наиб или вакиль.

Первая женщина-кадий стала героем документального фильма.

Как ясно следует из рассказов Корана о пророках прошлого, на них были возложены и обязанности судей (аль-Маида 5/44; Сад 38/26). В соответствии с этой практикой Посланник Аллаха (мир ему) также занимался судопроизводством. Поэтому его можно назвать первым кадием в истории ислама. Параллельно с расширением исламского сообщества, увеличивалось и количество судебных тяжб. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему) наделил полномочиями решать их таких сподвижников, как Умар ибн аль-Хаттаб, Амр ибн аль-Ас, Укба ибн Амир, Хузайфа ибн аль-Яман (да будет доволен ими Аллах) в Медине. Также, назначая наместников (вали) для управления новыми территориями, он возлагал на них и обязанность вершить суд. Во времена Умара (да будет доволен им Аллах), когда произошли значительные изменения в структуре государственных институтов, а границы существенно расширились, были назначены отдельные кадии для городов Египта, Ирака, Сирии. В этот период проступки, относящие в категории хадд (преступления против нравственности и общественного порядка, на которые есть указания в Коране и сунне Пророка Мухаммада), и серьезные преступления в Медине судил халиф, а в регионах – его наместники (вали). Кадии занимались только гражданскими делами, а также проступками, за которые предусмотрен тазир (дисциплинарное наказание, вид и количество которого не установлено шариатом). Так как в этот период суд часто был сопряжен с вынесением фетв (решений по шариатским вопросам), судей также именовали муфтиями.  Такое положение дел сохранялось при Усмане и Али (да будет доволен ими Аллах). После того, как Муавия, первый омейядский халиф, полностью передал судебные обязанности кадию Дамаска, наместники (вали) последовали его примеру, отказавшись от полномочий судей. Халифы и наместники рассматривали только дела вида “мазалим” (уголовные и политические дела, которые требовали вмешательства светской власти). При Омейядах кадии были наделены административными, финансовыми и образовательными обязанностями, а также обязанностями по защите сирот и вакуфного имущества.

Berkas:Zibik.jpg - Wikipedia bahasa Indonesia, ensiklopedia bebas

Источник: Wikipedia

Хотя в начале периода правления Аббасидов халифы лично занимались назначением кадиев, по мере того, как города росли, и население увеличивалось, возникала необходимость в назначении более одного кадия в крупные города. Тогда Харун ар-Рашид ввел должность главного кадия, кади аль-кудата, назначив на нее известного ханафитского правоведа Абу Юсуфа. Позже именно кади аль-кудаты занимались назначением, продвижением и смещением местных судей.

Хотя в ранние времена различие между кадием и муфтием было не очень четким, в более поздние периоды эти должности отделились друг от друга, играя важную роль в религиозной, гражданской и политической жизни исламского общества. Помимо всего прочего, кадии, имея множество дополнительных обязанностей и обладая огромной властью, были одними из главных должностных лиц государства.

“Раскрытие сокрытого” Абд аль-Кадира Гилани: энциклопедия суфийской благочестия.

Так как кадии должны были выносить решения в соответствии с шариатом, они должны были хорошо знать исламское право (фикх). На эту должность назначали только мусульман. Также от них требовались такие качества, как справедливость, отсутствие физических изъянов, высоконравственность, понимание потребностей народа, знание традиций и обычаев, а также соблюдение шариата. За совершение запретного (харам) проступка, за которое в исламе полагается наказание, злоупотребление своими обязанностями, проблемы со здоровьем, мешающие им исполнять свои обязанности, согласно исламскому праву судей полагается смещать.

Поскольку кадии были государственными служащими, они получали заработную плату из государственного бюджета. При этом она могла быть разной и устанавливалась, принимая во внимание условия жизни и социальное положение человека.

Illustration from Maqamat of al-Hariri. Vienna manuscript of 1334. Abu Zayd argues before the Kadi of Ma'arra (Maqamat 8). Aus… | Islamic art, Medieval art, History

Источник: Pinterest

Согласно устоявшемуся пониманию классической доктрины исламского права, кадии были представителями халифа, которым он передал свои полномочия вершить суд. Основными обязанностями кадия было урегулирование правовых споров, возникающих между людьми, наказание за противоправное поведение, обеспечение исполнения приговоров и наказаний. Однако в истории исламских государств на них возлагалось множество других обязанностей, например, религиозных (они были имам-хатибами), финансовых, административных, образовательных и т.д. Таким образом, кадии занимались защитой прав людей, распоряжались имуществом сирот, душевнобольных и взятых под опеку людей (хаджир), надзором за благотворительными фондами (вакф), исполнением завещаний, выдачей замуж девочек-сирот, не имевших опекунов (вали), исполнением наказаний хадд, обеспечением общественного порядка и безопасности города, проверкой свидетелей, выступавших в суде, а также надзором за чиновниками. Вместе с этим существовали судьи, которых назначали только в какой-то район или для рассмотрения дел  исключительно  какого-то определенного вида.

Пиры – покровители профессий в исламской культуре.

Во время судебного разбирательства судьи должны были соблюдать полную беспристрастность и в равной степени учитывать интересы истца и ответчиков. В трудах по исламскому праву подчеркивается, что во время судебного разбирательства кадии не могут совершать действия, несовместимые с достоинством судебной власти, такие как купля-продажа, шутки, а также принимать подарки и угощения. Даже описывается, какую одежду подобает носить судьям.

Кадии не несли ответственности за ущерб, причиненный одной из сторон без умысла или по неосторожности при исполнении своих обязанностей. В таком случае ущерб полагалось возмещать из казны. Однако за ущерб, причиненный умышленно, или понесенный сторонами в виду его несоответствующего поведения, судья должен был заплатить из своего имущества. Например, если кадий, не рассмотрев должным образом все доказательства, приговорил кого-то к смерти, он должен был выплатить пострадавшим дия (компенсация, которую должен заплатить виновник преступления, совершенного неумышленно). Если кадий, исходя из каких-то личных интересов, несправедливо выносил смертный приговор, то согласно ханафитскому мазхабу, он приговаривался к дия. Но некоторые маликитские и шафиитские правоведы считали, что такой судья должен быть наказан в соответствии с принципом кисас (наказание, равное по тяжести совершенному противоправному деянию), т.е. казнен. Если кадии совершали преступление, которое влечет за собой наказание, их полагалось наказывать, как и остальных людей.

Исламосфера


­Источник

Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi

Комментарии