Как арбуз стал символом палестинского сопротивления

Красный, черный, белый и зеленый – цвета палестинского флага… и арбузов, пишет Александра Чавес.


Как рассказывают, после арабо-израильской войны 1967 году Израиль запретил вывешивать палестинский флаг и его цвета в Газе и на Западном берегу, израильские военные арестовывали или преследовали всех, кто пытался это сделать. Тогда в качестве формы протеста активисты стали носить с собой ломтики арбуза. Эта история стала чем-то вроде городской легенды, получившей распространение в социальных сетях. Ее истинное происхождение давно скрылось под толщей пересказов и репостов.

Что касается фактов, приказ израильских вооруженных сил действительно запрещал собрания и публикации, связанные с политическими вопросами или тем, что может быть истолковано как политический вопрос, включая ношение национальной символики.

Газета «Нью-Йорк таймс» в 1993 г. сообщала, что молодые люди в Газе были арестованы за то, что несли нарезанные арбузы, демонстрируя цвета палестинского флага – красный, черный, белый и зеленый, но позже опровергла это, заявив, что не смогла найти подтверждения инциденту.

Известный карикатурист: “Палестина – наше сжавшееся сердце”.

How the watermelon became a symbol of Palestinian resistance

Источник: thenationalnews.com

 

Другая история связана с художниками Слиманом Мансуром, Набилем Анани и Иссамом Бадром, выставка которых в Gallery 79, первом художественном пространстве на Западном берегу, в 1980 году была закрыта израильской армией, поскольку выставленные экспонаты были объявлены политическими, так как содержали цвета палестинского флага. Бадр спросил у офицера: «А что, если я просто хочу нарисовать арбуз?», на что получил ответ: «Его конфискуют». Слиман Мансур, которому сейчас за семьдесят, и он живет в Бирзейте, рассказал The National, что помнит этот инцидент.

Палестинские художники подхватили знамя, приняв арбуз как символ борьбы. Первым стал Халед Хурани, который услышал версию истории Мансура и нарисовал ломтик арбуза для проекта «Субъективный атлас Палестины» в 2007 году. Позже его работы путешествовали по всему миру, включая Шотландию, Францию, Иорданию, Ливан и Египет. Майский палестино-израильского кризис 2021 г. придал им новую популярность в социальных сетях, и у художника появилось множество последователей.

Сара Хатахет, иорданский иллюстратор, живущая в Абу-Даби, создала свою собственную работу на арбузную тему после того, как наткнулась на творчество Хурани в социальных сетях. За ней последовали Сами Бухари из Яффы, Ая Мобайдин из Аммана, Бисан Арафат из Англии, которые также, вдохновившись историей арбуза, поделились своими работами в Интернете.

Палестинская художница пишет яркие картины о женском страдании и ярости.

watermelon in Palestine | Watermelon man, Palestine, Human

Источник: pinterest.com

 

Сопротивление через искусство имеет давнюю историю в Палестине, но такую же историю имеют и нападки на палестинскую культуру – не только в форме цензуры, такой как запрет на национальную символику, но и в виде закрытия территорий, конфискаций, арестов и уничтожения собственности.

По словам историка искусства Сальвы Микдади, нападения на художников и культурные пространства – это тактика, используемая оккупационными силами для стирания идентичности: «Очевидно, они [Израиль] хотят дегуманизировать палестинцев, сделать их народом без культуры, без прошлого. Между тем, это богатая культура, уходящая в глубь веков, поэтому она для них [Израиля] – очень опасный инструмент в руках палестинцев».

«Социальные сети оказали очень сильное влияние… Раньше голоса палестинцев почти не были слышны. Их интерпретировали корреспонденты и журналисты. Теперь связь прямая, а скорость, с которой сообщения распространяются по всему миру, феноменальна. Мир сейчас сильно взаимосвязан, и люди своими глазами видят, что происходит в Палестине», – говорит Сальва Микдади.

Художница из Газы борется со стрессом, рисуя на виноградных листьях.

 

 

 

Исламосфера

Комментарии