Как Эйюб Сабри-паша создал макеты главных святынь Мекки и Медины

Османский военный деятель и ученый Эйюб Сабри-паша (1833-1890) известен, главным образом, как историк ваххабизма, пытавшийся раскрыть роль британцев в зарождении этого течения в исламе. Но этому деятелю принадлежат и другие заслуги.


Эйюб Сабри-паша (1833-1890) был не только военным деятелем, но и выдающимся историком и писателем, а также суфием. Он поступил на флот, сделал карьеру, дослужившись до должностей каймакама, миралай и, наконец в 1885 году, до мирлива или генерал-майора. Долгое время Эйюб Сабри-паша служил в Хиджазе. Во время этой службы он живо интересовался историей региона. Исследования этого периода и собранная им информация легли в основу его более поздних работ, таких как «Мират аль-харамайн», посвященной истории Аравийского полуострова в целом и Мекки и Медины в частности. Именно в этой книге приводится отрывок, получивший широкую известность как «Признания английского шпиона». Заявляется, что он представляет собой отчет британского агента XVIII века Хемфера о его роли в создании ваххабизма, как части заговора с целью развратить ислам. Отчет был переведен на множество языков и получил самое широкое распространение, но он вызывает самые разные оценки.

Также перу Эйюба Сабри-паши принадлежат труд «Махмуд ас-сийар», в котором приводится жизнеописание Посланника Аллаха (мир ему), праведных халифов, двенадцати имамов и других выдающихся мусульман, и сочинение «Тарих-и ваххабиййан» («История ваххабитов»), в которой автор рассматривает появление ваххабизма, его развитие и влияние.

Среди работ, которые Эйюб Сабри-паша выполнил, находясь в Хиджазе, числятся макеты Запретной мечети и Мечети Пророка, которые он подарил султану Абдул-Хамиду II.

Собственно, нельзя сказать, что он был первым, кто создал подобные макеты. И до него такие работы осуществлялись другими. Однако макеты Эйюба Сабри-паши отличались соблюдением правильных пропорций и вниманием к деталям, поэтому были близки к оригиналам. Они имели масштаб 1:20 и были завершены в 1883 году.

Их создатели не ограничились только изучением внешнего вида святынь и полевыми исследованиями. Они также использовали планы и чертежи, сделанные инженерами во время большой реставрации мечетей, проведенной при султане Абдул-Маджиде I (1823-1861).

Помимо внешнего вида, уделялось внимание и интерьеру святынь. Например, внутренняя часть Худжры Саадат (комнаты Аиши, в которой умер и был похоронен Посланник Аллаха (мир ему)) была воссоздана в соответствии с описанием, приводимым в достоверных хадисах.

К сожалению, судьба этих макетов неизвестна. В «Мират аль-харамайн» Эйюб Сабри-паша пишет, что заказал их для того, чтобы они были помещены в одну из самых почитаемых мечетей Стамбула – Мечеть Хирка-и Шериф, где хранится плащ Посланника Аллаха (мир ему). Действительно, сейчас в этой мечети имеется макет Мечети Пророка, что позволяет некоторым исследователям заявлять, что это есть работа, созданная Эйюбом Сабри-пашой. Но известно, что макет был создан в 1850-е гг., поэтому  никак не мог быть изготовлен по его приказу, так как в это время был всего лишь молодым офицером, еще не прославившимся никакими заслугами.

Hırka-i Saadet Camii'ndeki Mescid-i Nebevî ve Mescid-i Aksa maketi

Исламосфера

Комментарии