Как ислам изменил восточные ковры

На протяжении всей истории определенные события накладывали свой отпечаток на развитие ковровой промышленности и дизайна ковров. Распространение ислама – одно из них. Оно способствовало развитию технологий ковроткачества и появлению узоров и цветов, которыми славятся ковры исламского мира, сообщает сайт Nazmiyal Antique Rugs.


В регионах, вошедших в исламский мир, женщины ткали ковры на протяжении тысячелетий, а методы и узоры этого ремесла передавались от одного поколения к другому. Распространение ислама во многих регионах позволило утилитарной практике ковроткачества возвыситься до уровня искусства. Ковры перестали быть функциональными предметами, и превратились в символ статуса и богатства.

Antique Islamic Carpets - Nazmiyal Antique Rugs In NYC

Хотя многие из традиционных дизайнов ковров все еще сохранялись в сельской местности, появились новые узоры, прежде всего, геометрические и растительные, такие как розы, гвоздики, гиацинты, тюльпаны, лотосы, деревья и фрукты. Ковры начали превращаться в сад. Кроме того, методы производства ковров были стандартизированы. Это было необходимо для создания изысканных изделий для дворцов и мечетей.

Antique 17th Century Persian Khorassan Carpet | Nazmiyal

В коврах, которые создавали разные племена в доисламский период, символы и узоры имели особое значение, которое могло быть понято зрителем. Они представляли собой, в некотором роде, примитивную форму письма. Однако в исламском искусстве разные мотивы обычно не несут в себе какой-то смысл, но заключают в себе определенную философию.

Kufic Border Of Antique Shirvan Rug - Nazmiyal Antique Rugs in NYC

Одним из примеров этого является использование повторяющихся мотивов в ковре. Они призваны привносить в мир красоту и гармонию и отражать как единство, так и разнообразие сотворенного Аллахом. Симметрия представляет космическое равновесие и гармонию, а сам ковер олицетворяет непостоянство земных объектов по сравнению с высшим порядком небес.

Antique Persian Mashahir Rug Rug With Calligraphy With Linguistic Meaning - Nazmiyal Antique Rugs

С приходом ислама на текстильных изделиях появился еще один элемент – арабская каллиграфия. Это могли быть слова или фразы из Корана, а также стихотворения.

Muslim Prayer Rug - Nazmiyal Antique Rugs in NYC

Включение каллиграфии и других высокодетализированных мотивов потребовало создание изделий с высокой плотностью узлов. Это привело к улучшению их качества, а также означало, что ковроткачам потребуется умение следовать заданному шаблону, а не повторять узоры по памяти. Этот сдвиг представляет собой формализацию художественного процесса, который используется для создания ковров. Стали открываться школы и ткацкие мастерские, где обучали учеников и ткали роскошные изделия, предназначавшиеся для дворцов.

Одно из наиболее важных изменений дизайна было связано с появлением молитвенных ковриков, которые необходимы для пятикратного намаза. Это был совершенно новый продукт. Такие коврики имеют небольшой размер, чтобы их можно было легко носить с собой, а украшает их, как правило, элемент дизайна, известный как михраб, или ниша для молитвы. Также они оформляются различными узорами, включая цветочные, геометрические, а иногда, хотя и очень редко – жанровые сцены. Молитвенные коврики имели священный статус, поэтому с ними обращались очень бережно, благодаря чему их сохранилось гораздо больше, чем других типов ковровых изделий.

Cream Brown Antique Oversized Persian Khorassan Rug Nazmiyal

В конце XVI века Шах Аббас I разработал экономический план, который вывел индустрию на новый уровень. Он заключил торговые договоры с Испанией, Англией и Францией, в результате чего ковроткачество перешло из разряда сельского ремесла в искусство, которым занимались выдающие художники. Вскоре оно стало национальной отраслью Ирана. К началу XVII века производство ковров в исламском мире увеличилось, их экспортировали на Запад, где они стали символом статуса в высшем обществе.

Antique Persian Silk Embroidery Textile | Nazmiyal

Исламосфера

Комментарии