Как ислам распространился в Индии?

Сегодня на Индийском субконтиненте (Индия, Пакистан и Бангладеш) проживает более 500 миллионов мусульман, что делает его одной из крупнейших населенных мусульманами территорий мире. С тех пор, как ислам проник в Индию, он существенно повлиял на развитие этого региона. Индия стала в значительной степени мусульманской страной. Некоторые силы в Индии (например, многие индуистские движения) пытаются выставить ислам чуждым Индии, настаивая на том, что он существовал на субконтиненте только из-за вторжений арабов и персов. Однако это далеко не так, пишет Фирас Альхатиб.


Еще до прихода в этот мир Пророка Мухаммада (САВ) в арабские торговцы имели связи с Индией. Торговцы регулярно отправлялись на западное побережье Индии, чтобы торговать специями, золотом и африканскими товарами. Естественно, когда арабы начали принимать ислам, они принесли свою новую религию к берегам Индии. Есть любопытная легенда о том, что первая мечеть в Индии, Чераман Джума, была построена в 629 году (при жизни Пророка САВ) в штате Керала, первым индийским мусульманином Чераман Пеумалом. Благодаря продолжающейся торговле между арабо-мусульманами и индийцами ислам продолжал распространяться в прибрежных индийских городах и деревнях.

Первая большая экспансия ислама в Индию произошла во времена Омейядов, которые правили в Дамаске. В 711 году Омейяды отправили в Индию 17-летнего молодого человека из Таифа по имени Мухаммад ибн Касим для расширения своего контроля в Синде (совр. Пакистан). Мухаммад ибн Касим привел свою армию из 6000 солдат в Макран, расположенный у восточных рубежей Персии.

На пути в Индию он почти не встречал сопротивления. В городе Нерун на берегу реки Инд его приветствовали буддийские монахи. Таким образом, большинство городов вдоль Инда добровольно перешло под мусульманский контроль, без каких-либо боевых действий. В некоторых случаях угнетенные буддийские меньшинства обращались к мусульманским армиям за защитой против индуистских правителей.

Почему буддисты и мусульмане Шри-Ланки более тысячелетия жили в мире?

Картинки по запросу cheraman juma masjid

Чераман Джума – первая мечеть в Индии / Источник: flickr.com

Несмотря на поддержку и одобрение большей части населения, Дахир, раджа Синда, выступил против мусульманского присутствия и мобилизовал свою армию против Мухаммада ибн Касима. В 712 году произошла битва, победу в которой одержало войско мусульман. После этой победы весь Синд перешел под мусульманский контроль.

Однако важно отметить, что население Синда не принуждали принять ислам. На самом деле, в повседневной жизни людей не произошло никаких изменений. Мухаммад ибн Касим обещал безопасность и свободу вероисповедания всем индусам и буддистам, находящимся под его контролем. К примеру, каста брахманов продолжала свою работу в качестве сборщиков налогов, а буддийские монахи продолжали содержать свои монастыри. Из-за политики религиозной терпимости и справедливости Касима многие города встречали его войско танцами и музыкой.

Последовательные волны мусульманских армий, проникавших в Индию, следовали примерно той же схеме. Такие лидеры, как Махмуд Газневи и Мухаммад Туглук, расширили мусульманское политическое присутствие в Индии, не меняя при этом религиозную или социальную структуру индийского общества.

Взаимоотношения буддизма и ислама: мнение ориенталиста.

Картинки по запросу muhammad bin qasim

Мухаммад ибн Касим / Источник: aalequtub.com

Поскольку доисламская Индия была полностью основана на кастовой системе, в которой общество было разбито на отдельные части, обращение в ислам происходило поэтапно. Часто целые касты обращались в ислам одновременно. Это происходило по многим причинам. Однако чаще всего это происходило из-за равенства, которое гарантировал своим последователям ислам, что было более привлекательным, чем организованный расизм кастовой системы. В кастовой системе родство определяет положение человека в обществе. Она ограничивала социальную мобильность, и человек не мог достигнуть большего, чем то, чего достигли его родители. Приняв ислам, люди получали возможность подняться по иерархической лестнице и больше не были подвластны касте брахманов.

Буддизм, который когда-то был очень популярен на субконтиненте, медленно угасал при мусульманском правлении. Традиционно, когда люди хотели избежать кастовой системы, они переезжали в крупные населенные пункты и обращались в буддизм. Однако, когда появилась исламская альтернатива, люди вместо буддизма стали принимать ислам, который тоже освобождал их от кастовой системы. Миф об исламе, насильственно разрушавшем буддизм в Индии, не имеет ничего общего с реальностью. Буддисты терпимо относились к мусульманскому правлению, и нет никаких свидетельств их насильственного обращения в ислам или какого бы то ни было насилия в отношении них.

Странствующие учителя также сыграли важную роль в распространении ислама. Мусульманские ученые путешествовали по Индии, ставя своей целью просвещение людей об исламе. Многие из них проповедовали суфийские идеи, более мистический подход к исламу, который нравился народу. Эти учителя сыграли важную роль в распространении ислама в сельской местности, а не только среди представителей высшего класса, окружавших мусульманских правителей.

Индийская писательница Садия Дельви: “Суфизм – это сердце Ислама”.

Существует одиозное мнение, что огромное мусульманское население Индии является результатом насильственного обращения, но нет доказательств, подтверждающих эту идею. Хотя мусульманские лидеры заменили индуистских правителей в большинстве регионов, общество осталось прежним.

Если бы ислам распространялся через насилие и войну, мусульманская община сегодня в Индии существовала бы только в самых близких к остальному мусульманскому миру районах. То есть мусульмане проживали бы только в западной части субконтинента. Вместо этого мы видим исламские очаги на всей территории субконтинента. Например, Бангладеш со своим 150 миллионным мусульманским населением находится далеко на востоке, отделенный от других мусульманских районов индуистскими землями в Индии. Изолированные общины мусульман также существуют в Западной Мьянме, центральной Индии и восточной части Шри-Ланке. Эти общины мусульман являются доказательством мирного распространения ислама по всей Индии, независимо от того, существовало там мусульманское правительство или нет. Если бы ислам распространялся силой, как утверждают некоторые, этих мусульманских общин бы не было.

Ислам является неотъемлемой частью Индии и ее истории. Поскольку Индийский субконтинент сегодня остается многоэтническим и многоконфессиональным, важно понять, какое положение занимает ислам в регионе. Политические заявления, которые некоторые течения делают относительно ислама, будто бы он является вторгшейся религией и чужд индийскому народу, должны быть опровергнуты правдой мирного распространения ислама по всей Индии.

Балти – народ, живущий на стыке двух культур.

Исламосфера

Комментарии