Как исламская архитектура может вдохновить современную архитектуру?
Современная архитектура – это всегда что-то новое. Ведь это подразумевается словом «современный», не так ли? Речь идет главным образом о создании новых форм, которые не имеют никакого отношения к историческому контексту или влиянию. Фактически, как модерновые, так и современные архитектурные движения в основном пытались оторваться от «примитивного» прошлого. Постмодернисты пытались сделать что-то по-другому, но в итоге заканчивали узорами, которые не имели первоначального значения. С другой стороны исламская архитектура представляет собой совершенно новый образ мышления и выражения. Конечно, этот стиль исходит из учения самого ислама. Ведь ислам не ограничивается определенным временем или местом. Скорее, он утверждает, что является вечным образом жизни, который может удовлетворить потребности людей в любой момент времени.
И Мы послали тебя, [О Мухаммад], только в качестве милости к мирам – Коран 21: 107
Благодаря этому универсальному характеру ислама исламская архитектура весьма разнообразна, хотя и основана на общих принципах. Теперь давайте рассмотрим некоторые из этих общих принципов и посмотрим, что они могут предложить нам сегодня.
I. Общие принципы
1. Аутентичность
Аутентичность – один из принципов, на которых основана Исламская архитектура. Однако «аутентичность» здесь не является синонимом «новизны», а означает приверженность местным традициям без имитации прошлого. Это требует глубокого изучения традиционной архитектуры (которая сегодня является самой крупной формой культурной наследия).
Когда ислам широко распространился, мусульмане применяли строительные практики каждого места, где они жили, но адаптировали их в соответствии с их исламской идентичностью. В Куполе Скалы, например, использованы местные цвета и старые римские колонны, так чтобы они соответствовали исламской традиции. Эта политика «принятия и адаптации» может вдохновить современных архитекторов на использование традиционных методов строительства в новой манере.
2. Современность
Ислам охватывает и современную науку, потому что Коран призывает изучать и исследовать. Соответственно, исламская архитектура охватывает и новейшие технологии строительства, но при этом не пытается противостоять историческим строительным практикам. Такой баланс между современностью и традицией создает возможности для бесконечных дизайнерских возможностей в современном мире. Таким образом, архитектура не потеряет идентичность своего места и суть времени.
3. Местные материалы, техника и география
Многие современные здания выглядят неуклюже в окружающем их контексте, поскольку они слепо имитируют западные идеалы. Исламская архитектура, напротив, способствует гармонии между зданиями, окружающей средой, людьми и их Создателем. Например, великие мечети Кордовы, Эдирне и Шах Джахана использовали местную геометрию, материалы и технику, чтобы по-своему выразить порядок и единство исламской архитектуры.
С шумихой, которую подняло промышленное развитие, люди, начали игнорировать свое местное наследие. Хотя еще не поздно. Мы можем по-прежнему работать так, чтобы вернуть ощущение местоположения, материалов и топографии в наших зданиях.
4. Ориентированность на конечного пользователя
«Ислам» буквально означает «подчинение воле Творца». Человек, который выбирает подчинение, приводит всю свою повседневную деятельность в соответствие с этим. Поэтому исламская архитектура облегчает деятельность конечных пользователей на всех стадиях проектирования. Это означает, что вы начинаете думать о потребностях и амбициях конечных пользователей начиная с фазы разработки концепция и вплоть до принятия окончательных решений.
5. Небесное и Земное
Религия ислам признает как физические, так и духовные потребности людей. Подобным образом, небесные и земные факторы в исламской архитектуре дополняют друг друга. Бесконечные сложные узоры на потолках придают архитектуре душу, в то время как простота и полная практичность придают ей силу.
Ислам рекомендует украшать, но отказывается от излишней роскоши. Эта концепция была принята как исламскими строителями, так и некоторыми модернистами. Однако, в отличие от современной архитектуры, исламская архитектура никогда полностью не лишена орнамента. Она скорее придерживается срединного пути; достижение баланса всегда является целью ислама.
II. Архитектура жилых помещений
1. Аль-Дживани
«Аль-Дживани» относится к принципу обеспечения всех жилых помещений в доме. Поскольку ислам – это полноценный образ жизни, его архитектура обеспечивала все, включая внешний опыт, внутри дома. Жители могли буквально наслаждаться открытыми пространствами, садами, различными надписями и орнаментами своих домов. Двор, который соединял все комнаты, обеспечивал потрясающие виды, соединяя жителей с небом.
2. Климатический баланс
Большинство исламских стран располагаются в жарком засушливом климате. Мы, сидя на диване в наших стильных комнатах, не можем представить, как жители этих стран могут выжить без кондиционера. На самом деле они использовали и продолжают использовать естественное кондиционирование, основанное не на оборудовании, а на самой структуре здания! Так называемые ловушки для ветра или же сооружения «Малкаф», специально возводились, чтобы использовать ветер для обеспечения естественной вентиляции помещений.
Дома в исламских странах требовали дополнительную изоляцию помещений от тепла, пыли и загрязняющих веществ. Чтобы противостоять этому, архитекторы возводили толстые глиняные или деревянные стены (которые являются естественными изоляторами). Комнаты возводились вокруг двора, чтобы воздух снаружи не проникал в комнаты. Двор также сохранил чистый и мягкий воздух, так как все нижние выходы для проточного воздуха были заблокированы. Таким образом, воздух циркулировал над двором, унося с собою пыль.
Сегодня городская среда представляет архитектуру в большей степени, нежели конкретного человека. Благодаря быстрому промышленному росту предприятия предоставляют все решения для жилья, будь то тепловые или электрические. Люди почти загипнотизированы превосходством технологических достижений, которые помогли стабилизировать нашу жизнь. Тем не менее, архитектура не подходит для того, чтобы полностью полагаться на эти средства и оставить естественные средства, используемые традиционной архитектурой. Современные архитекторы могут захотеть пересмотреть некоторые из этих естественных, традиционных методов для достижения устойчивости в режиме реального времени.
III. Пионеры, вдохновленные исламской архитектурой
1. Хасан Фатхи
Современный египетский архитектор Хасан Фатхи был поражен тенденцией копирования западных стандартов в любой точке мира, которая присуща современной архитектуре. В свою очередь, он ратовал за утверждение благородства народных приемов перед лицом таких чужеродных моделей. Поэтому он стал пионером в деле придания исламской архитектуре аутентичности и современности не только в теории, но и на практике.
Хасан Фатхи поставил себя на место египетских крестьян, которые знали основные потребности в жилье и строили свои дома мудро и творчески. Они не нуждались в какой-либо сложности – они строили купола, арки и перемычки без инструментов, используя только веревки для измерений. Фатхи продвигал применяемые им методы не только в Египте, но и за рубежом. Для строительства он использовал глину, которая доступна повсюду в Египте. Глина является устойчивым и прочным материалом, который сделал архитектуру Фатхи простой и красивой.
Он строил дома из глины, как для бедных, так и для богатых и снабжал эти дома современным орнаментом, вдохновленным местной архитектурной средой.
2. Гульзар Хайдер
Современный пакистанский архитектор Гульзар Хайдер стремилась создавать исламские здания в разных странах, которые могли бы адаптироваться к культурному контексту. Он спроектировал здание исламского общества Северной Америки. Здание состоит из кубических структур, которые гармонично вписываются в городскую среду. Мы должны понимать, что создание исламского здания в необычном с культурной точки зрения месте было непростой задачей, но когда есть воля, возможности всегда найдутся.
Исламская архитектура учит на нескольким дизайнерским принципам, которые могут помощь нам в определении собственного пути. Эти принципы могут сформировать богатый материал для интересного университетского курса, через который студенты могут раскрыть для себя все возможности и практики.
Урва Шахид / arch2o.com