Как исламские ученые запрещали кофе

Когда кофе получил распространение в исламском мире, религиозные ученые на первых порах запрещали его, объявляя опьяняющим напитком.


Кофе впервые стали употреблять в Абиссинии. В начале XV века он стал известен в Йемене, с начала XVI века получил распространение в Мекке, затем в Каире, ближе к середине века в Стамбуле и, наконец, в середине XVII века достиг Европы. Хотя существуют разные версии, считается, что сначала напиток стал популярен среди суфиев, так как позволял поддерживать бодрость, в частности, во время ритуалов поминания (зикр), а после получил широкое распространение в различных слоях общества. Способность кофе влиять на сознание привела к тому, что этот напиток стал предметом диспутов улемов (исламских ученых). В «Умдат аш-шафва фи хилли аль-кахва» Абд аль-Кадира аль-Джазири (ум. после 1568 г.), который является старейшим и наиболее полным трудом по этой теме, дошедшим до наших дней, приводится подробное описание таких диспутов и мнений, которые высказывали ученые относительно него. Их взгляды были самыми разными. Одни улемы заявляли, что пить кофе не только разрешается, но это даже является частью богослужения. Другие утверждали, что влияние напитка на разум аналогично опьянению, следовательно, он является опьяняющим веществом и должен быть запрещен. Большинство все же склонялись к мнению, что кофе разрешен, но отмечали, что его все равно следует запретить, так как когда люди собираются вместе для его питья, то занимаются распространением лжи, злословием, рассказывают непристойности, читают стихи и играют в азартные игры. Однако, согласно этим улемам, если подобное неприглядное поведение не присутствует, то кофе пить разрешается.

Кофе – наследие суфиев.

Источник: Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi

Турецкие улемы высказывали различные мнения относительно кофе. Мехмед Бедр ад-Дин Косони, который был главным врачом Сулеймана Великолепного, например, не считал его вредным с медицинской точки зрения и заявлял, что он может принести некоторую пользу, если употреблять его в небольших количествах. Вместе с этим напиток, как правило, объявляли запрещенным по политическим причинам. Как сообщает Катиб Челеби, когда в 1543 году кофе на кораблях привезли в Стамбул, это вызвало негативную реакцию, так как местные улемы выпустили фетвы, запрещающие его. Джазири также пишет, что в том же году в Мекке во время хаджа был оглашен подобный указ султана.

В Османской империи большое влияние имели фетвы двух шейхуль-исламов XVI века. Одна из них принадлежит Эбуссууду-эфенди, а другая – Бостанзаде Мехмеду-эфенди. Эбуссууд-эфенди, основываясь, главным образом, на негативном образе кофеен, обнародовал решение о том, что кофе запрещен (харам), так как это «напиток грешников». Согласно ему, в кофейнях собираются «люди, увлеченные своими страстями», чтобы играть в нарды и шахматы, пить хмельной сироп, а затем кофе. Поскольку они пренебрегают намазами, такие места необходимо закрыть. Бостанзаде Мехмед-эфенди в 1592 году вынес фетву о кофе в виде стихов, состоящих из пятидесяти двух бейтов. В них он отвечал на возражения по поводу негативного действия этого напитка и заявлял, что тот не является опьяняющим веществом, и более того, полезен для здоровья.

Почему власти закрывали кофейни в средневековом Египте?

Источник: Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi

Ко второй половине XVI века случаи закрытия кофеен участились. В 1559 году были закрыты кофейни в Хомсе, в 1565 году в Алеппо, Дамаске и Иерусалиме, два года спустя в Египте. В 1568 году подобные заведения в Стамбуле и Галате были приравнены к питейным домам и закрыты. Объявлялось, что это вызвано тем, что они являются рассадниками «нечестия». Но причина была и в том, что кофейни становились местом общественных дискуссий, что не нравилось властям. Закрытие таких заведений практиковалось и в XVII веке. Самый крупный инцидент произошел после того, как выяснялось, что пожар 26 августа 1633 года, уничтоживший значительную часть Стамбула, произошел из-за курильщиков в кофейнях. По наущению проповедника Кадизаде Мехмеда-эфенди, объявившего кофе и курение «дурным новшеством» (бид’ат-и саййийа), шейхуль-ислам Ахизаде Хусейн-эфенди вынес соответствующий ферман (указ), в результате чего были закрыты кофейни во всех городах Османской империи.

Несмотря на все запреты, кофе набирал все большую популярность, а в XVII веке его уже подавали на встречах официальных лиц, и он стал занимать важное место на церемониях.

Как турецкий кофе разрушил Османскую империю.

Источник: Alif Art

Исламосфера


­Источник:

Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi

Комментарии