Как китайский пленник описал раннее исламское общество

Самое раннее китайское описание мусульманского мира, сохранившееся до наших дней, относится примерно к 761 г., спустя полтора столетия после того, как Пророк Мухаммад (САВ) получил свое первое откровение. Оно было составлено хронистом Ду Ю (735-812 гг.) в его “Энциклопедической истории институтов”. Сам он никогда не посещал мусульманский мир, где в то время правила династия Аббасидов, но большую часть сведений он взял у Ду Хуаня, близкого родственника, который побывал там.


Ду Хуань был китайским воином, который был захвачен мусульманами в битве при Таласе в 751 году и увезен в Куфу. Куфа, процветающий исламский город на юге Ирака, был построен великим халифом Умаром ибн аль-Хаттабом (р.а.) за столетие до этого и являлся столицей империи Аббасидов во времена Ду Хуаня (Багдад еще не был построен). Ду Хуань находился в плену в Куфе в течение десяти лет, после чего вернулся в Китай и описал Ду Ю жизнь в мусульманском обществе.

Как географ Аль-Идриси изменил восприятие мира.

История

Ду Ю начинает свой отрывок о мусульманском мире с краткого изложения ранней исламской истории. Он упоминает Пророка Мухаммада (САВ), Абу Бакра (р.а.) и Усмана (р.а.). Его сведения удивительно подробны и точны – даже название, которое он использует для описания племени Пророка, “даши”, которое может быть искажением от “курайшитов”:

Banu Sasan: o submundo do Islã medieval - Renato Pincelli - Medium

Источник: medium.com

“Эта страна находится к западу от Персии. Другие говорят, что до этого персидский араб [Пророк Мухаммад (САВ)] как бы с Божественной помощью добыл меч и убил людей. Так как он позвал к себе нескольких арабов, пришли одиннадцать человек. Следуя порядку присоединения, они поощряли первого быть назначенным королем. После этого многие постепенно присоединились к нему, и впоследствии они разрушили Персию и разгромили Византию и город в Индии. Все, с кем они сталкивались, не могли победить их. Их войско насчитывало 420 000 человек. Их народ существует уже 134 года [то есть начиная с хиджры в 622 г.]. До этого, когда умер первый царь [Пророк Мухаммад (САВ)], главой был назначен преемник, а нынешний царь является третьим преемником [халиф Усман]. Царь принадлежит к племени даши [то есть арабов]”.

Хива: родина алгебры и древний оазис на Шелковом пути.

В остальной части своего рассказа Ду Ю делится наблюдениями Ду Хуаня. К счастью для нас, Ду Хуань, кажется, был очень внимательным наблюдателем:

“У здешних людей большие длинные носы, смуглая кожа и густая борода, как у индийцев. Женщины достойны и красивы. Их письменность отличается от персидской. Они разводят верблюдов, лошадей, ослов, мулов, овец и других животных. Почва имеет много песка и не пригодна для возделывания. Они не имеют пяти зерен риса, проса, бобов и пшеницы, а едят только мясо верблюдов, лошадей и других подобных животных. Только когда они победили Персию и Византию, они получили рис и хлебобулочные изделия. Они поклоняются Богу небес”.

هاني كمال يكتب: على هودج الأحلام | قل ودل

Источник: qallwdall.com

Религия

Несмотря на то, что он был военнопленным, Ду Хуань, по всей видимости, имел большую свободу и мог заниматься исследованием Куфы. Это следует из подробных описаний, которые он оставил. Он также описал религиозную практику мусульман, включая упоминания о молитве (салят) и никабе:

“[Земля] даши [то есть арабов] также называется Аджулуо [Акула (то есть Куфа, в совр. Ираке)]. Царя даши зовут му-мен [то есть амир аль-муминин, традиционный титул для мусульманских лидеров], и он сделал это место своей столицей. Мужчины и женщины, живущие здесь, высокие и хорошо сложенные. Они носят прекрасные и чистые одежды, и их манеры нежны и элегантны. Когда женщины выходят на улицу, они должны закрывать свои лица вуалями. Пять раз в день все люди, будь то беднота или знать, молятся небесам. Они едят мясо по религиозному обычаю, и они рассматривают убийство [т. е. жертвоприношение] животных как нечто достойное.  Они носят серебряные пояса, украшенные серебряными ножами. Они запрещают вино и музыку. Когда они ссорятся, то не доходят до драки”.

Самые древние мечети исламского мира.

Ду Хуань также описал большую мечеть Куфы, которая могла вместить до 60 000 человек (по словам имама ат-Табари). Он не упоминает имени “царя”, который произносил проповедь в этой мечети, но имеет в виду второго аббасидского халифа Абу Джафара аль-Мансура (754-775 гг.), который, как известно, регулярно произносил сильные проповеди:

“Здесь также есть молитвенный зал, вмещающий десятки тысяч человек. Каждый седьмой день [в пятницу] царь посещает молитвы, садится на высокий трон [то есть минбар] и разъясняет народу религиозный закон, говоря: «Жизнь людей очень тяжела; это путь небес, который не изменится. Если вы совершаете одно из следующих преступлений – распутство, похищение, грабеж, подлые поступки, клевету, самоудовлетворение за счет других, обманываете бедняков и угнетаете смиренных, – ваши грехи относятся к числу самых гнусных…». Большая территория перешла под власть халифа, и число тех, кто следует за ним, непрерывно растет. Закон снисходителен, а похороны бережливы”.

Prayer at the Mosque. Mid 1800s. Apparently North Africa but ...

Источник: pinterest.cl

Торговля

Ду Хуань также описал торговлю в Куфе. Куфа была известна как процветающий торговый центр в империи Аббасидов, но не единственный. Интересно, что, хотя Ду Хуань, возможно, не осознавал этого в то время, его наблюдения предполагают, что торговые отношения между китайской и мусульманской цивилизациями существовали с самого начала, поскольку фарфор, который он обнаружил в Куфе, мог быть только китайским:

“В пределах городских стен, в деревнях, все продукты земли находятся здесь. Нет ничего такого, чего здесь не было бы. Это центр четырех кварталов. Тысячи различных товаров привезены сюда в огромных количествах и продаются по очень низким ценам. Шелк и вышивки, жемчуг и раковины громоздятся на рынках. Верблюды и лошади, ослы и мулы запрудили улицы и переулки. Жилые дома и другие постройки высечены из камня. На каждом празднике знать получает в огромном количестве изделия из стекла, фарфора, латуни, бутылки и кувшины”.

Мусульманский адмирал Чжэн Хэ – прообраз Синдбада-морехода.

Стремление к истине обязывает нас обратиться к историческим источникам. К счастью, описания Ду Ю и Ду Хуаня дают современным мусульманам некоторые свидетельства, пришедшие из очень неожиданного источника (далекого Китая), которые доказывают, что раннее исламское общество было примерно таким же великим, каким себе представляют сами мусульмане.

Исламосфера

Комментарии