Как Махатхир Мохамад создал национальный автомобиль Малайзии

При Махатхире Мохамаде, который в общей сложности занимал должность главы правительства 24 года, Малайзия превратилась из страны со слаборазвитой аграрной экономикой в одного из «азиатских тигров».


Ни для кого не новость, что Махатхир Мохамад, который, несмотря на свой солидный 96-летний возраст вплоть до 2020 года занимал пост премьер-министра, увлечен автомобилями. Так было и более 30 лет назад, во время его первого пребывания у власти. Его автомобильные проекты отражают саму суть его политической идеологии: малайский национализм и азиатские ценности.

Джингл-трак – “звенящие” грузовики Юго-Восточной Азии.

Более трех десятилетий назад, впечатленный экономическим чудом Японии, Махатхир решил проводить «политику взгляда на Восток», а не «смотреть на Запад». Подражая Японии, Махатхир стремился уделять приоритетное внимание тяжелой промышленности. Отчасти из-за его любви к автомобилям и гонкам (он сыграл важную роль в проведении Формулы-1 в Малайзии), Махатхир предложил создать в стране национальную автопромышленность.

12 Britain Malaysia Mahathir Photos and Premium High Res Pictures - Getty Images

Благодаря Махатхиру Мохамаду Малайзия получила этап гран-при Формулы-1 / Источник: gettyimages.com

Perusahaan Otomobil Nasional, компания, которую мы теперь знаем как Proton Holdings, была основана в 1983 году как национальная автомобильная компания Малайзии. Десять лет спустя, в 1993 году была основана вторая такая компания – Perusahaan Otomobil Kedua, более известная как Perodua.

Изначально модели Proton создавались путем модернизации автомобилей Mitsubishi. Свой первый автомобиль собственной разработки (хотя и с двигателем Mitsubishi) без значка компания произвела в 2000 году, что сделало Малайзию 11 страной в мире, имеющую возможность разрабатывать автомобили с нуля. Proton захватил автомобильный рынок за счет высоких импортных и акцизных сборов, что привело к росту цен на иномарки для малазийцев. Однако, столкнувшись с плохой репутацией и растущими опасениями по поводу надежности у себя дома, Proton не смог добиться значительных успехов на экспортном рынке.

Знаменитые мусульмане, которые активно работали до 90 лет.

Perodua, второй производитель автомобилей в Малайзии, дебютировавший спустя десять лет, был тихим успешным братом Proton, который впоследствии затмил его. Первоначально компания, в основном, производила мини-автомобили и суперминиатюры, и у нее не было моделей в тех же сегментах рынка, что у Proton. Однако в последние годы их целевые сегменты рынка начали пересекаться. Perodua не разрабатывает и не проектирует самостоятельно основные компоненты, такие как двигатели и трансмиссии. В автомобилях компании исторически использовались конструкции компонентов Daihatsu. Тем не менее, Perodua имеет хороший имидж и приносит прибыль. Ожидается, что компания станет крупнейшим производителем малолитражных автомобилей в Юго-Восточной Азии.

New Straits Times

Махатхир Мохамад за рулем первого экземпляра автомобиля Proton Saga в 1985 году / Источник: NSTP

В 2018 году Махатхир, которому на тот момент было 93 года, одержал удивительную победу на 14-х всеобщих выборах в Малайзии. Он снова стал премьер-министром. Вскоре после приведения к присяге появились сообщения о том, что Махатхир Мохамад хочет возродить свою старую мечту о национальном автомобиле, на этот раз также обратившись за помощью в Юго-Восточную Азию. Речь шла уже об электромобиле.

От автолома к искусству – тунисский художник создает скульптуры из старых автомобильных деталей.

Эксперты говорят, что третий национальный автомобиль для Малайзии – не такая уж плохая идея, если он может стать чем-то большим, чем еще один Perodua или обновленный Proton.

Исламосфера

Комментарии