Как менялись Кааба и Запретная мечеть на протяжении веков

Согласно исламской традиции Каабу построили пророк Ибрахим и его сын Исмаил. Как утверждается, первоначально это было простое прямоугольное сооружение без крыши, пишет Элизабет Маколей.


Племя курайшитов, правившее Меккой в доисламский период, перестроило Каабу примерно в 608 году, используя камень и дерево. Дверь была поднята над уровнем земли, чтобы защитить святилище от вторжений и паводковых вод. В нем в то время хранились Черный камень и статуи языческих богов.

Источник: Мухаммад Махди Карим

После завоевания Мекки мусульманами в 630 году Кааба была очищена от идолов. В последующие годы территория вокруг нее была расширена халифом Умаром, чтобы вместить растущее число паломников. При Усмане были построены колоннады вокруг открытой площади, на которой стоит Кааба, а также в святилище были включены другие важные памятники.

Черный камень / Источник: Saudi Arabia General Presidency of the Grand Mosque and the Prophet’s Mosque

В 683 году во время войны между халифом Абд аль-Маликом и Ибн Зубайром, контролировавшим Мекку, Кааба была подожжена. Именно тогда Черный камень раскололся на три части, и Ибн Зубайр собрал его, заключив в оправу из серебра. Кроме того, он перестроил Каабу, придав ей те размеры, какие она, согласно описаниям, имела при Ибрахиме (мир ему), а также вымостил пространство вокруг нее. После восстановления контроля над Меккой Абд аль-Малик снова перестроил древний храм в соответствии с тем, как его спроектировал Мухаммад (мир ему). Ни одна из этих реконструкций не может быть подтверждена изучением здания или археологическими находками, о них мы знаем только из описания в источниках.

Кааба с кисвой. Ок. 1910 г. / Источник: G. Eric or Edith Matson/Библиотека Конгресса

Сообщается, что при омейядском халифе аль-Валиде (правил 705-715) Запретная мечеть, окружающая Каабу, была украшена мозаикой, подобной мозаике Купола Скалы и Великой мечети Дамаска. Уже к VII веку Кааба была покрыта кисвой, покрывалом черного цвета, которое ежегодно заменяют.

Мухьи Лари, Иллюстрация Великой мечети, Футух аль-Харамейн (Справочник для паломников в Мекку и Медину), листы 19б–20а, 1582, Мекка, Саудовская Аравия / Источник: Коллекция Халили

При ранних халифах Аббасидов (750-1250) Запретная мечеть несколько раз расширялась и видоизменялась. По описаниям путешественников, таких как Ибн Джубайр, который видел Каабу в 1183 году, она сохраняла тот же вид, что имела при Аббасидах, в течение нескольких столетий. В 1269-1517 годах, когда мамлюки контролировали Хиджаз, султан Каитбай (правил в 1468-1496 годах) построил медресе с одной стороны мечети. При османских султанах Сулеймане I (правил в 1520-1566) и Селиме II (правил в 1566-1574) комплекс был капитально отремонтирован. В 1631 году Кааба и Запретная мечеть были полностью перестроены после наводнения, разрушившего их в предыдущем году. Следующие значительные изменения были проведены в 1950-х годах правительством Саудовской Аравии для размещения все большего числа паломников, прибывающих в хадж. Также крупная реконструкция Каабы проводилась в 1996 году. В ходе ее от первоначального здания остались только камни. Все остальные элементы были заменены, включая потолок, крышу и деревянные детали.

Кааба с окружающими ее колоннадами и минаретами / Источник: marviikad, CC BY-NC

Сегодня Кааба представляет собой кубическое сооружение, непохожее ни на одно другое святилище в мире. Ее высота составляет пятнадцать метров, высота и ширина – десять с половиной метров, а направление углов примерно совпадает со сторонами света. Дверь Каабы теперь сделана из чистого золота, она была добавлена в 1982 году. Кисва, которую раньше изготавливали в Египте и отправляли в Мекку с караваном хаджа, сегодня производится в Саудовской Аравии.

Кисва Каабы и золотая дверь (2016 г.) / Источник: Abdullah Shakoor, CC0 1.0

Многочисленные изменения в Каабе и Запретной мечети служат хорошим напоминанием о том, как часто здания, даже священные, не являются статичными и законсервированными объектами. Они перестраивались и реконструировались либо из-за повреждений, либо в связи с меняющимися потребностями сообщества.

Исламосфера

Комментарии