Как полумесяц стал символом ислама

Полумесяц использовался в качестве символа в самых разных частях земного шара с глубокой древности, пишет Неби Бозкурт для İslam Ansiklopedisi.


В Коране говорится: «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи [, о Мухаммад]: «[Новолуния] определяют время для людей и для совершения хаджа»» (аль-Бакара, 2/189). Кроме того, сообщается, что Аллах установил лунные фазы, чтобы люди могли исчислять время (Йунус, 10/5), в суре Йасин описывается, как Луна истончается подобно высохшей пальмовой ветви, а ее движение по орбите является знамением для людей (Йасин, 36/39-40). Полумесяц считается одним из доказательств существования Аллаха и Его могущества. Во многих аятах говорится, что Луна предназначена для служения людям, также Аллах несколько раз клянется ею. В хадисах полумесяц в основном упоминается в связи с определением времени поста и паломничества. Как сообщается в предании, передаваемым Ибн Хаджаром аль-Аскалани от Ибн Йунуса, Посланник Аллаха (мир ему) вручил Сааду ибн Малику ибн Убайсиру аль-Азди, явившемуся в Медину в качестве посланца, черное знамя с изображением полумесяца, чтобы он передал его своему племени.

Все это показывает, что, хотя в разных цивилизациях прошлого изображение полумесяца и несло в себе какие-то другие смыслы, использование его мусульманами в качестве символа счастья, радости и воскрешения не является чем-то предосудительным.

Руб аль-хизб – восьмиконечная звезда в исламе.

Тугра с полумесяцем / Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Символ полумесяца появился в исламском мире уже с VII в. При Омейядах, в соответствии с традицией, оставшейся со времен Сасанидов, в иранском городе Бишапур чеканились монеты с изображением полумесяца и звезд. При Муавие, Хаджадже ибн Йусуфе, а после них – при наместнике Табаристана Умаре ибн Аля, их композицию менять не стали, только к полумесяцу со звездами добавлялись «слова свидетельства» и аяты. В период Аббасидов среди монет, чеканившихся независимыми мусульманскими государствами, были и монеты с изображением полумесяца. Этот символ был позже принят в государствах сельджуков, хорезмшахов, а также использовался на монетах Ильханидов.

Персидский историк Мирхонд писал, что правитель Газневидов Сабук Тегин использовал полумесяц как символ в своей армии. В войске, направленном в 1082 г. императором Генрихом IV против Папы Григория VII, были сицилийские солдаты-мусульмане, у которых на груди имелось изображение золотого полумесяца.

Когда крестоносцы захватили Иерусалим (аль-Кудс), то на Купол Скалы установили золотой крест. Салахуддин Айюб, отвоевав город в 1187 г., заменил его полумесяцем со сведенными концами. Однако ещё раньше Алп-Арслан завоевал город Ани в 1064 г., велел убрать крест с собора, превращенного в мечеть и водрузить на его место полумесяц, привезенный из Ахлата. Таким образом, можно заявить, что с XI в. полумесяц стал использоваться как знак или символ, противопоставлявшийся христианскому кресту. Это явление получило широкое распространение после завоевания Константинополя турками.

В Турции строят мечеть в виде полумесяца со звездой.

Турецкое знамя с полумесяцем (17 в.) / Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Полумесяц, а иногда даже два или три полумесяца,  можно было увидеть на флагах разных мусульманских государств – от Андалусии до мамлюкского Египта. Вместе с мечом Зульфикаром он был основным мотивом на знаменах Османской империи. Османская империя, которая стала культурной наследницей предыдущих исламских государств, распространив свое влияние по обширной территории, сделала этот символ универсальным.

Сегодня полумесяц используется как символ такими организациями, как Красный Полумесяц, Зеленый Полумесяц (организация, борющаяся с распространением алкоголя и наркотиков), а также сам по себе или в композициях с одной или несколькими звездами украшает флаги таких стран, как Азербайджан, Алжир, Камерун, Турецкая Республика Кипр, Малайзия, Мавритания, Пакистан, Сингапур, Тунис и Туркменистан.

Как была создана организация Красного Полумесяца.

Исламосфера

Комментарии