Как произведения исламского искусства позволяют познакомиться с застольным этикетом прошлого

В музеях мира можно увидеть миниатюры, сервировочные блюда, кувшины для хранения и сосуды для питья из исламского мира, которые приоткрывают завесу над повседневной жизнью прошлого и рассказывают, как встречали гостей и проводили праздники.


Иллюстрация из «Шахнаме» Шаха Тахмаспа, приписываемая Абд аль-Азизу, ок. 1525 (Иран)

Источник: Музей искусств Метрополитен

Еда и напитки занимают центральное место на торжествах во всем мире, а предметы из коллекций исламского искусства в музеях мира могут многое рассказать нам о жизни людей в прошлом. Традиция застолья в честь важных событий восходит к древним временам. Например, сцены пиршества занимают видное место в «Шахнаме». Одну из них можно увидеть на миниатюре «Манучехр приветствует Сама, но приказывает ему начать войну с Мехрабом», хранящейся в Музее искусств Метрополитен.

Миска, 1377 год (Иран)

Источник: Музей искусств Метрополитен

Как правило, гости ели из общего блюда. Помимо узоров, посуда украшалась надписями, содержащими благопожелания владельцу или касающимися еды. Они могли быть в том числе и поэтическими. Например, персидская надпись на этом блюде гласит: «Если суп вкусный, не беспокойся, красивая ли тарелка!»

Щедрость и гостеприимство высоко ценились, как свидетельствует иракский писатель IX века Абу Усман аль-Джахиз в «Книге скупцов». Автор использует короткие анекдоты, остроумные афоризмы и стихи, чтобы научить читателя правилам этикета. В одном из разделов этой книги перечислены типы невоспитанных гостей, которые могут появиться на званом обеде. Это тот, кто выбирает блюдо из кастрюли, берет его из кастрюли перед подачей, тот, кто использует свой хлеб, чтобы впитать жир, прежде чем это успеет сделать кто-либо другой, и тот, кто меняет косточки от фиников, смешивает их с косточками сидящего рядом человека, чтобы скрыть собственное обжорство. Как сообщается в «Книге скупцов», существовали оскорбительные прозвища, которыми награждали обжор, завсегдатаев вечеринок и тех, кто не моет руки перед едой.

Дамасский зал в Музее Метрополитен, датированный 1707 годом (Сирия)

Источник: Музей искусств Метрополитен

Трапезы были оживленными и праздничными. Эта зимняя приемная, украшенная резьбой по дереву, гипсовыми рельефом и лепниной, была частью дома богатой семьи из Дамаска в поздний османский период. Гости отдыхали полулежа, прислонившись к подушкам, пили кофе, вели беседы. Во время приема пищи они собирались вокруг больших подносов с едой, которые ставились на пол или на низкие столики.

Иллюстрация к «Хамсе» Амира Хосрова Дехлеви, вторая половина XVI века (Иран, Шираз)

Источник: Музей искусств Метрополитен

Музыка, танцы и беседы оживляли застолья. Например, веселое пиршество с музыкантами мы видим на иллюстрации «Развлечения в саду» к поэме «Восхождение святил» Амира Хосрова Дехлеви.

Исламосфера


Источник:

JuliaCohen ‘A Ninth-Century Miss Manners: Dining Etiquette in Abbasid Iraq’

Комментарии