Как различается искусство седлать верблюда в разных странах?
С самых первых дней одомашнивания верблюда перед человеком возникла уникальная задача: как ездить на животном, у которого горб посередине спины, – пишет Дуг Баум.
Удивительно мало исследований было посвящено технологиям, использующим трудовой потенциал верблюдов от Азии до Аравийского полуострова и Западной Африки. Неудивительно, что исследования такого рода не всегда представляют большой интерес для погонщиков верблюдов.
“Именно так поступали мой отец и дед”, – говорит 55-летний Адель Хамза, который с детства предлагал туристам покататься на верблюдах у египетских пирамид.
“Мы слишком заняты работой, чтобы изучать, почему что-то является таковым, каково оно есть”, – говорит Мохаммед Абд Эльхай, каирский ветеринар, работавший с верблюдами.
Ричард Буллиет в своей книге 1975 года “Верблюд и колесо” указывает, что первое верблюжье седло, скорее всего, было одеялом или набором циновок, на которые можно было положить вес уравновешенного слева и справа груза.
Одногорбый верблюд (дромадер) позволяет всаднику сидеть впереди, сверху или сзади горба; двугорбый верблюд (бактриан) седлается между горбами. Поэтому неудивительно, что верблюжьи седла различаются так же сильно, как и культуры, которые их производят, и работа, которую выполняют верблюды, а также материалы, доступные для изготовления седел. Как правило, в регионах, где древесина имеется в изобилии, можно найти более крупные и хитроумные конструкции; в менее богатых ресурсами районах дизайн седел, как правило, минималистичен.
Одним из таких бедных на ресурсы регионов является Африканский Рог. Здесь седла предназначены для переноски, а не для верховой езды. Две пары шестов, сделанных из ветвей деревьев и положенных поверх одеял, шкур или травяных циновок, пересекаются и опираются на бедра и плечи верблюда, сходясь по обе стороны вдоль нижней части живота. По словам бывшего пастуха Абдулкарима Азана, “у кочевников нет времени украшать эти палки. Главное, чтобы они могли служить своей цели”.
К востоку от Красного моря южноаравийское верблюжье седло развивалась вместе с сухопутной торговлей благовониями, и она до сих пор находит применение во всех частях Аравийского полуострова. Это седло устанавливается за горб. Здесь используется U-образная подушка, называемая по-арабски “махави”, которая обеспечивает поддержку спины и удерживает всадника от соскальзывания. Махави часто украшается геометрическими узорами и закрепляется на верблюжьем боку плетеной полоской козьей шерсти, которая называется кфал. Она, в свою очередь, привязывается спереди к одинарной или двойной дугообразной упряжи, которую зачастую изготавливают из акации. По словам Хамуда аль-Вахибы, бедуинского погонщика верблюдов из Омана, это позволяет как ездить верхом, так и перевозить вещи с помощью шерстяных мешков, подвешенных с каждой стороны.
Вероятно, именно в Вавилонии и Ассирии верблюжьи культуры впервые соприкоснулись с лошадиными культурами, и превосходство лошади в войне, вероятно, породило северо-арабское седло, расположенное на вершине горба – лучшая позиция, с которой можно сражаться копьем и мечом. Это седло поддерживается парой шерстяных или холщовых подушечек, по одной с каждой стороны горба, набитых травой, пальмовым волокном или соломой, которые выравнивают контуры спины верблюда. Так всадник лучше контролирует свое положение.
Рама для североаравийского седла представляет собой два перевернутых Y-образных куска из дерева тамариска, по-арабски “тарфа” – один спереди горба и один сзади – соединенные двумя кусками с каждой стороны. Передние и задние стойки этого седла могут подниматься достаточно высоко, чтобы можно было повесить вещи всадника в одной или нескольких сотканных вручную и часто красиво окрашенных седельных сумках, которые называют “хордж”.
Кисточки на этих мешочках свисают ниже брюха верблюда и раскачиваются с каждым шагом верблюда – элемент декора, который также отгоняет мух. Спереди висит кожаная подставка для ног с бахромой, или “мерика”, набитая верблюжьей шерстью.
Полностью снаряженный верблюд, несущий бедуина, может иметь довольно зрелищный вид. Несколько лет назад во время путешествия мы с моим попутчиком-бедуином Салехом встретили молодого человека, ехавшего высоко на верблюде, украшенном кисточками, свисающими со всех возможных мест. Недоуздок был украшен узлом козьей шерсти на переносице, а мерика была блестящей и новой. Я спросил Салеха, почему наш верблюд не имеет такого снаряжения. Он ответил: “Я стар и женат. Он еще молод и ищет себе жену”!
Туарегский тирик, распространенный в центральной части Северной Африки, – один из немногих стилей верблюжьих седел, использующих плечо верблюда. Он появился в ответ на необходимость обеспечить максимальный контроль над верблюдом для всадника. На таком седле всадник сидит впереди горба, как можно ближе к голове верблюда.
“Мастерам требуется от трех до четырех месяцев, чтобы изготовить каждое седло, сочетая дерево и кожу”, – говорит кочующий туарег Сиди Амар Тауа. Иногда с седла свисают маленькие медные колокольчики, а разнообразные художественные элементы дают ключ к пониманию того, к какому региону и племени принадлежит седок, добавляет он.
Если смотреть на восток от Аравии, то в северо-западном индийском Раджастане ресурсов сравнительно много. Здесь т.н. пиларн представляет собой богато украшенное седло из дерева и меди с тремя наполненными травой кожаными подушечками, по одной с каждой стороны плеч и по одной позади горба. По обе стороны тела, высоко вдоль грудных клеток, располагаются двойные деревянные полозья, соединенные тремя деревянными арками над передней, средней и задней частью спины верблюда. Там, где одна деталь соприкасается с другой, находится латунное изделие, а дерево может быть инкрустировано латунью, серебром или нержавеющей сталью. Прверх седла часто укладывается цветастая ткань, расшитая растительными или животными мотивами. Таким образом, в этом седле могут расположиться два пассажира: один впереди горба, а другой сзади (индийская романтическая сказка о Махендре и Мумале часто сопровождается изображениями сидящей таким образом пары).
В Средней Азии двугорбый бактрийский верблюд седлается иначе. Чаще всего кусок ткани находится между горбами, поверх кладется подушка или одеяла, с двумя соединенными “крыльями”, свисающими вниз с каждой стороны, в комплекте со стременами. Орнаментация – это в основном вышивка традиционными мотивами.
На бактрианах снасти привязывают к деревянным шестам, по одному с каждой стороны, которые опираются на прямоугольные шерстяные прокладки, набитые соломой.
Эти технологии – далеко не все. Хотя роль верблюдоводства уменьшается во всем мире, искусство и техника верблюжьих шорников открывает окно в историю культур, имеющих длинную историю.
Исламосфера
Дуг Баум руководил коммерческими верблюжьими походами в Египте, Иордании, Индии и Марокко с 2003 года и в Техасе с 1998 года. Эта статья является адаптированной версией материала, представленного в Школе восточных и африканских исследований Лондонского университета. Он живет со своей семьей и верблюдами – шестью дромадерами и тремя бактрианами – недалеко от Уэйко (штат Техас, США).