Как спасались от стихийных бедствий в исламском мире в Средние века

В исламском мире был выработан ряд мер, призванный защитить население от штормов и землетрясений, пишет Лутфулла Гари.


Шторм

О том, как противостоять штормам, о признаках их приближения и видах писали еще такие арабские навигаторы, как Ахмад ибн Маджид (1462-1500) из современной Рас-эль-Хаймы в ОАЭ и Сулейман аль-Махри (1511-1553) с острова Сокотра в Йемене.

Сулейман аль-Махри – исследователь Индийского океана.

Для предотвращения опасных последствий штормов, мореплаватели и власти принимали, в первую очередь, превентивные меры. Например, корабли строили с соблюдением определенных технических стандартов, защищающих от затопления. В обязанности мухтасиба (инспектора) входило наблюдение за строительством судов на верфи. Его главной задачей было обеспечить соблюдение судостроителями этих технических стандартов и не допустить использования некачественного сырья. Контролировать состояние судна должны были и сами мореплаватели. Ибн Маджид просит каждого матроса «осмотреть весь корпус корабля, пока он находится на суше (в верфи), и записать все его недостатки». А во время плавания он рекомендует «время от времени осматривать оборудование судна».

Титульная страница рукописи Ибн Маджида / Источник: muslimheritage.com

Далее следовала профилактика перегрузок, которая контролировалась законами и правилами, установленными исламской юриспруденцией. По специальным методикам рассчитывалась вместимость судна с точки зрения товаров, веса или количества пассажиров. Если убытки возникали из-за нарушения стандартов, ответственность ложилась, в первую очередь, на капитана, затем на арендаторов (торговцев), если они просили о перегрузке, и, наконец, на владельца, если он был причастен к нарушению.

Еще одной мерой предосторожности против плохой погоды в море было держать спасательные шлюпки. Ибн Маджид во многих местах упоминает, что они используются, когда большие корабли не выдерживают сильных штормов. Одним методом спасения от шторма было укрытие в ближайшем порту.

Если было сделано все, чтобы избежать или без серьезных последствий выдержать шторм в море, но люди пострадали, то в исламском праве были разработаны специальные нормы, как распределяются убытки. В XV-XVI веках был написан ряд юридических трактатов по этой теме. В них, в частности, рассматривались вопросы о пропавших без вести пассажирах затонувших судов, минимуме груза, который можно выбросить за борт в случае экстремальной ситуации, ответственности капитана или судовладельца в случае потери груза. Например, согласно разработанным нормам, при неблагоприятных погодных условиях капитану судна разрешалось выбрасывать груз за борт, ни с кем не советуясь. Но если ситуация не была экстренной, он должен был сначала посовещаться с торговцами или их агентами, а также членами экипажа.

Ачех: “ворота в Мекку”, турецкие деревни и цунами.

Землетрясения

Многие мусульманские страны располагаются в сейсмически активных районах. Поэтому мусульманские ученые пытались понять причины этого природного явления, научиться прогнозировать их, а также выработать защитные меры.

В исламском мире существовала псевдофизическая теория, согласно которой, каждая территория на земле имеет корни, которые восходят к горе Каф, окружающей Землю. Когда Аллах хочет наказать какой-то народ, он приказывает самой горе оживить соответствующий корень. Так происходят землетрясения. Но ученые выдвигали и рациональные теории, объясняющие это явление природы. Ряд ученых, таких как Ибн Сина, следуя мнению греческих ученых, считали его причиной газы, находящиеся под давлением под землей. В своем длинном эссе о землетрясениях Ибн Сина предлагает метод устранения причины землетрясений. Для этого, как он считает, нужно рыть ямы и бурить скважины, чтобы газы могли выйти наружу.

1509'daki Marmara depremi tekrarlayabilir, 28 milyon kişi risk altında

Источник: Источник: TMMOB

В сейсмически опасных районах архитекторы, в качестве защиты от землетрясения, здания строили на прочных и глубоких фундаментах. Стены делали толстыми, чтобы поддерживать купола в случае подземных толчков. Такие особенности свойственны многим зданиям этого периода. Исламские памятники Каира выдержали разрушительное землетрясение 1992 года и более ранние, хотя некоторые из них серьезно пострадали. Однако, следует отметить, что защищенными от землетрясения делали только важные общественные здания, такие как большие мечети. Большинство жилых зданий не были сейсмостойкими.

Землетрясения в истории исламского мира.

Сами люди по-разному реагировали на землетрясения. Некоторые отправлялись в мечеть на молитву, но основная часть выходила на открытые территории. Когда начиналось землетрясение или когда распространялся слух, что где-то неподалеку оно произошло, люди бежали в парки, пустыню или на любую открытую местность. Они оставались там в течение нескольких дней, недель или месяцев, пока толчки не утихали. При необходимости разбивались палатки и создавались лагеря беженцев. Подобную панику могло вызвать и предсказание астролога о грядущем землетрясении. Кроме того, в некоторых сейсмически опасных районах люди строили деревянные лачуги рядом со своими домами, в которых ночевали. Другие проводили одну или несколько ночей на открытой местности или на лодках.

Другой широко распространенной практикой было посещение мечетей и церквей для молитвы о прекращении землетрясения. В исламском праве также были разработаны нормы, рассматривающие, как мусульмане должны реагировать на такого рода бедствия. Согласно им, людям следовало покидать здания, а не просто полагаться на молитвы. Кроме того, в таких случаях отменялись коллективные намазы в мечетях.

Исламосфера

Комментарии