Как турецкий кофе разрушил Османскую империю
Кофе был любимым напитком правящего класса Османской империи. Но едва ли кто из представителей османской элиты знал, что кофе приблизит гибель империи, пишет искусствовед Сара Джиляни.
Он известен как греческий кофе грекам и киприотам, боснийский кофе — боснийцам, армянский кофе — армянам, арабский кофе — арабам и турецкий кофе — туркам, хорватам, албанцам и сербам. Но в середине 16-го века этот напиток был известен просто как «кахве» – кофе. В то время эти народы жили в составе Османской империи, так что любители кахве жили на обширной территории от Юго-Восточной Европы до Персии. Но к началу 19 века империя начала разрушаться. Кахве сыграл малоизвестную роль в ее окончательной гибели.
Кофе проник в Турцию во времена правления султана Сулеймана Великолепного. Султан отправил наместника в Йемен. Тот попробовал там бодрящий напиток, известный как “кахва”, и привез его ко двору султана в Константинополе, где кофе мгновенно произвел фурор. Во дворце появился кахведжи уста, или мастер по приготовлению кофе, который имел десятки помощников, помогавших ему измельчать зерна арабики в сверхтонкий порошок, похожий по текстуре на сегодняшний растворимый эспрессо. Потом его кипятили в медных ковшах, называемых джезве (турка). Полученный напиток – горький, черный, с тонким слоем пены, который возникал в результате быстрой заливки – подавали в маленьких фарфоровых чашках. По легенде, чтобы оттенить его горечь, жена Сулеймана, Хюррем Султан, пила кахве со стаканом воды и куском рахат-лукума – именно так кофе подается в Турции сегодня.
Крепкий как смерть, сладкий как любовь: длинная и богатая история турецкого кофе.
Однако не все считали, что Коран позволяет мусульманам пить этот стимулирующий напиток. Хотя в Священной Книге мусульман конкретно не упоминается кофе, один бескомпромиссный факих в суде Сулеймана издал фетву против напитка на том основании, что употребление того, что сжигалось, было запрещено. Но это не уменьшило его привлекательности. Первая публичная кофейня, или кахвехане, была основана в Стамбуле в 1555 году двумя сирийскими торговцами. Вскоре почти каждый шестой магазин в городе – от небольших кафе до крупных общественных центров – предлагал кофе. Постепенно кахве распространился в дальние уголки империи.
Кофейни давали мужчинам возможность собираться не только в домах, мечетях или на рынках, но и в других местах, где они могли общаться, обмениваться информацией, развлекаться и получать образование. Грамотные члены общества читали вслух новости дня; янычары, элитная часть османского войска, планировали акции протеста против султана; чиновники обсуждали придворные интриги; купцы обменивались слухами о войне. И неграмотное большинство также прислушалось к этим разговорам. В кофейнях их знакомили с идеями, которые создавали угрозу Османскому государству: восстание, самоопределение и ошибки власти.
В Абу-Даби возрождают традиции настоящего арабского кофе.
Вскоре власти обратили внимание на кахвехане, и даже начали видеть в них угрозу. Некоторые султаны отправляли в кофейни шпионов, чтобы оценить общественное мнение; другие, такие как Мурад IV (1623-1640), пытались полностью закрыть их. Но кахвехане были слишком прибыльны. Когда националистические движения закипели по всей территории Османской империи в 19 веке, популярность кофеен возросла. Этнические группы в европейских регионах империи с христианским большинством начали агитировать за независимость. Националистические лидеры планировали тактику борьбы в кофейнях Салоник, Софии и Белграда. Их усилия, подпитываемые кофеином, увенчались успехом с созданием независимой Греции в 1821 году, Сербии в 1835 году и Болгарии в 1878 году. История кахве подошла к концу.
Разные народы добавили в этот напиток свои фирменные изюминки: греки делают его из мастики, растительной смолы; хорваты – из семян тмина; арабы настаивают его на кардамоне и подают в маленьких чашках без ручек, называемых финджанами. Даже когда берутся простые зерна, характер вкуса зависит от обжарки. Если вы осушите чашку до дна, вы увидите покрывающие его мелкие зерна. Последствия употребления кофе могут быть непредсказуемыми. Правители, берегитесь!
Рамадан о Османов-2: поэтические кофейни, плащ пророка и детский пост.
Исламосфера