Как в XIX веке строили синагоги, церкви и масонские храмы в мавританском стиле
Стиль мавританское возрождение, получивший распространение на Западе в XIX веке, возник под влиянием средневековой исламской архитектуры Северной Африки и Испании. Что интересно, чаще всего он использовался при строительстве синагог.
Мавританский стиль впервые начал использоваться при строительстве синагог в Германии, после эта традиция распространилась на весь западный мир. Почему же последователи иудаизма предпочитали возводить свои храмы по образцам мусульманской архитектуры? Исследователи по-разному отвечают на этот вопрос. В результате политических изменений, произошедших по всей Европе в середине XIX века, евреям было предоставлено больше свобод и прав. Им было разрешено покинуть свои гетто, работать в сферах, где раньше запрещалось, и строить крупные общественные сооружения, такие как синагоги, которые стали символами вновь обретенных свобод, а также воплощали историю, культуру и стремления еврейского народа. Стиль мавританского возрождения был выбран, чтобы продемонстрировать неразрывную связь между проживающими в то время на Западе общинами и их древней ближневосточной историей. Также, по одной версии, на это повлияли и представления о храме Соломона, который исторические эскизы изображают в различных исламских и ближневосточных стилях, включая египетский и мавританский.
Синагоги в мавританском стиле и сейчас украшают многие города Америки и Европы. Есть они и в России, например Большая хоральная синагога Санкт-Петербурга, Смоленская хоральная синагога. Но здание последней было перестроено и во многом потеряло свои особенности.
Кроме синагог, в мавританском стиле строили и еврейские учебные заведения. Примером может послужить здание школы Иешива Эц Хаим в Нью-Йорке, в котором сейчас располагается Университет Иешива.
Кроме последователей иудаизма мавританским стилем увлеклись и некоторые масонские организации. Наиболее известным в этом отношении является общество шрайнеров, возникшее в 1870-х годах в Нью-Йорке. Ближневосточная тематика является отличительной его чертой – шранейры носили красные фески, на их эмблеме изображены ятаган и полумесяц, а свои храмы, которым они давали названия городов мусульманского мира, они строили в восточном стиле. Выдающимся примером является храм Триполи в городе Милуоки в США, вдохновленный Тадж-Махалом. Построенный в 1928 году, он представляет собой один из лучших образцов архитектуры мавританского возрождения в США.
Кроме шрайнеров, известны храмы и других масонских организаций в этом стиле. Например, храм Шотландского устава в городе Санта-Фе в Америке, построенный в 1912 году. Он вдохновлен дворцом Альгамбра из Андалусии.
Хотя примеры этого достаточно редки, мавританский стиль использовался и для церквей. Например, это англиканский Кафедральный собор Святой Троицы в Гибралтаре, построенный в 1832 году, и католическая Церковь Непорочного Зачатия, известная как Иезуитская церковь, расположенная в Центральном деловом районе Нового Орлеана. Интерьеры этих храмов также оформлены в мавританском стиле.
Исламосфера