Как во дворцах мусульманских правителей появился гарем

В исламском мире получила распространение часть дома или дворца, обращенная, как правило, во внутренний двор, где жили женщины, не встречаясь с посторонними мужчинами, которая называется харам (в европейских языках – гарем). Этот термин происходит от арабского харам «защищенная, священная или почитаемая вещь или место».


Традиция выделять часть дома только для женщин имеет давнюю историю. Например, у греков это был gynaikeion, а у римлян – gynaeceum («принадлежащая женщинам»). Как ясно из некоторых стихов Ветхого Завета, женам и наложницам отводились отдельные места или шатры (Бытие, 18/10; 31/33). Упоминаемый в одной шумерской табличке «женский дом», куда была отправлена ​​бесплодная женщина, вероятно, обозначает гарем. Во дворцах Новоассирийского царства частью покоев правителя был гарем, который находился в ведении евнуха, называемого «ша реши» и т.п.

Гарем иранских шахов.

У арабов еще в доисламский период жилища были разделены на мужскую и женскую части. Если дом или шатер состоял только из одной комнаты, их разделяли с помощью занавески, именуемой «хидр». Именно поэтому Пророк (мир ему) иногда использовал выражение «Йа завата аль-худур» («О обладательницы завес»), когда обращался к женщинам.

Евнух / Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Хотя наш Пророк (мир ему) был главой государства, он вел очень скромный образ жизни. Комнаты вдоль восточной стены его мечети, которая также была центром политической власти, были отданы его женам. Хотя у них были свои отдельные комнаты и общаться с ними посторонние мужчины могли только из-за занавеса, связано это было с повелением шариата о том, чтобы женщины скрывали себя, а также запретом для мужчин смотреть на посторонних женщин. Поэтому нельзя говорить о гареме Посланника Аллаха (мир ему), подобном тому, какой существовал в дворцах правителей.

Нур-Джахан – женщина, правившая империей Великих Моголов.

Поскольку у праведных халифов тоже не было отдельного административного здания или дворца, их жены жили в своих домах. По этой причине не может идти речи о гареме как институте в указанный период. Принято считать, что гарем как часть дворца впервые в исламском мире появился во времена Омейядов, а евнухи для службы в нем стали привлекаться, начиная с правления Муавии I.

Миниатюра, изображающая женщин гарема / Источник: islamansiklopedisi.org.tr

В период Аббасидов дворец как структура получил дальнейшее развитие. Параллельно шли процессы институциализации гарема, который именовался хариму дар аль-хилафа «запретная [часть] дома халифа». Известно, что независимо от их национальности, женщины гарема всегда имели влияние на халифов и правителей. Такое положение дел стало проявлять себя уже при Аббасидах. Первой женщиной, игравшей видную роль во дворце, была Хайзуран, мать халифов Мусы аль-Хади и Харуна ар-Рашида. Она имела большое влияние как на своего мужа Мухаммада ибн Мансура аль-Махди, так и на сыновей, и халифы не могли назначить визиря или хаджиба без ее одобрения. Когда аль-Хади во время его правления надоело засилье Хайзуран и бесконечные требования, он проявил жесткость и запретил эмирам подходить к ее дверям. Это привело к охлаждению отношений с матерью, и когда аль-Хади погиб, в его смерти обвиняли ее. Во время правления халифа аль-Муктадир-Биллаха его мать Сайида и наложницы по имени Хала и Умму Муса аль-Хашимия имели большое влияние на государственные дела. Ибн ат-Тиктака писал, что при Муктадир-Биллахе влияние гарема достигло своего пика, и государством управляли женщины и евнухи. В то время количество последних во дворце достигло 11 000 человек.

Рабы, возглавлявшие мусульманские государства.

Халифы женились на своих любимых наложницах вне зависимости от их происхождения, что временами приводило к непредсказуемым последствиям. Эти женщины благоволили к своим друзьям и родственникам и продвигали их на высокие посты. Одним из самых известных примеров является Гитриф ибн Ата, который по протекции своей сестры Хайзуран был назначен наместником Йемена. Гарем нередко становился источником интриг и раздоров во дворце. Так как матери правителей любили вмешиваться в государственные дела, иногда даже специально халифами избирали тех членов династии, матерей которых уже не было в живых.

Гравюра, изображающая жизнь гарема / Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Исламосфера


Источник

Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi

Комментарии